Электромобили становятся очевидным трендом. Даже в Украине ежегдно растут продажи. А в Норвегии уже сейчас половина всех проданных машин с электродвигателями. Но закон сохранения энергии неумолим — если где-то прибыло, значит, где-то убудет.
Кто и где именно потерпит от электрокаров?
Очевидно, что в первую очередь пострадают продажи бензиновых и дизельных машин. Но на самом деле последствия почувствуют почти все сферы общества — от автосервисов до медицинских учреждений.
Что планируют автоконцерны
Но начнем все-таки с автопроизводителей, которые уже активно готовятся к эре электрификации. Каждый по-своему.
В компании Volvo уверены, что к 2025 году половина продаваемых ими машин будет электрическими. Шведы уже выпустили первый полный электромобиль XC40.
Mercedes планирует вывести на рынок к 2022 году 10 миллионов машин на электротяге. Немцы представили полностью электрические версии автомобилей в разных классах — от минивэна до спорткупе.
В BMW вообще готовят электроэкспансию. Уже через четыре года немецкий концерн планирует продавать 25 моделей с электротягой, из них половина – полностью электрические. Остальные — гибридные, в которых электродвигателя хватит для коротких поездок по городу (50–100 километров). То есть большую часть времени они тоже будут использовать только электротягу.
Audi только в этом году представила четыре версии электрокара E-tron — кроссовер E-tron Q5, фастбэк A7 E-tron, а еще бизнес-седан A8 L E-tron и E-tron Sportback.
Renault производит несколько моделей, в том числе электрические версии развозных фургонов. А последняя «бомба» от французов – электрокар меньше чем за 10 000 евро, который они пока продают только в Китае. А ведь именно высокая стоимость останавливает массовое принятие «электричек».
В Hyundai стараются не отставать от конкурентов, и электрическая Kona набирает обороты в продажах. Кстати, Jaguar I-Pace взял титул «Лучший автомобиль» этого года, и сейчас он самый продаваемый новый электромобиль в Украине по результатам 2019-го.
Nissan крепко закрепился со своим Leaf — из подержанных авто это твердый №1 в Украине и в топ-5 в мире. Но японцы на этом не останавливаются и планируют до 2025 года представить еще пять массовых моделей.
Даже Porsche не отстал от трендов и представил свой Taycan, который поражает дизайном и динамикой, а также ценой 150 000 евро.
Toyota, покорившая многих гибридным Prius, планирует в 2020 году показать 10 новых электрических моделей, а в 2025-м — предлагать электроверсии для всех своих автомобилей, полностью на электротяге или в гибридном варианте.
В Volkswagen усиленно пытаются побороть последствия «дизельгейта», поэтому обещают более 70 версий электромобилей и миллионные продажи каждый год. С другой стороны, учитывая, что немцы активно борются с Toyota за статус крупнейшего мирового автопроизводителя, то почему нет?
Ну и на закуску — Tesla. Детище Илона Маска проще всего сравнить с iPhone. Тех, кто уже на них подсел, ни за какие коврижки не отговоришь от покупки и за уши не оттащишь от любимого бренда. В принципе, есть за что — пока Маску удается постоянно внедрять то, до чего не додумываются конкуренты. И продажи его машин неизменно растут, несмотря на слухи о банкротстве и финансовых проблемах Tesla.
Очевидный тренд для автопроизводителей в том, что машины на электротяге меньше ломаются. А вместе с тенденцией к снижению продаж и трендом совместного владения автомобилями это приведет к перепроизводству или уменьшению количества производимых моделей. Некоторые заводы уже закрываются из-за того, что бензиновые и дизельные машины не успевают покупать.
ВЛИЯНИЕ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ»
- Снизится потребление нефти. Можно сказать, что эксперты оказались правы насчет того, что пик потребления нефти уже прошел. Но не потому, что исчезло дешевое «черное золото». Сейчас на рынке больше дешевой нефти, чем когда-либо раньше.
Все благодаря новым технологиям добычи. Но это не спасает, и электрификация автопрома приводит к тому, что в течение следующих нескольких десятков лет существенно снизится спрос на нефть, которая вряд ли подорожает. И несмотря на то что многие производители нефти или предприятия по переработке нефтепродуктов заявляют, что у них еще остается много потребителей в сфере промышленности, примеры карьерных самосвалов на электротяге говорят о том, что нефтяники просто обнадеживают сами себя.
- Гораздо меньше дохода будет генерироваться в автозапчастях. Производителей автомобильных деталей существенно затронет будущей электрификацией. В электромобилях мало компонентов, а в электродвигателях вообще намного меньше запчастей, чем в современных ДВС. Электрокары проще и, следуя примеру Tesla, будут стремиться к еще большему минимализму. Это приведет к негативному эффекту на глобальные цепочки поставок запчастей – пострадают как дистрибьюторские компании, так и OEM-производители на конвейер. Почувствуют влияние все, до самого последнего звена цепочки в виде магазинов и интернет-магазинов.
- Компании, генерирующие электричество из возобновляемых источников, будут процветать. Производители энергии, которые их широко используют, увидят значительно возросший спрос на свой продукт. Цены на твердые виды ископаемого топлива будут падать. А дальнейшее регулирование загрязнения окружающей среды неизбежно. Поэтому только «зеленые» электрические компании имеют возможность быстрого роста с повышенным спросом на электроэнергию.
- Автосалоны если не исчезнут, то их станет меньше. Дилерские центры получат большую часть своей прибыли от послепродажного обслуживания. Электромобилям нужно гораздо меньше такого сервиса. Дилерские бизнес-модели сейчас не «заточены» под электромобили. Tesla лидирует в этом секторе, постепенно переводя максимум услуг в онлайн и уменьшая сеть дилерских центров. Но более неповоротливые консервативные автопроизводители не хотят или не могут ничего сделать со своими дилерскими сетями.
ВЛИЯНИЕ «ВТОРОЙ ВОЛНЫ»
- Магазинов глушителей не будет. У электромобилей нет глушителей, поэтому мастерские по ремонту этих деталей перестанут быть востребованы. Да, надписи на гаражах и заборах «Глушители» тоже канут в Лету.
- Магазины тормозных дисков и колодок практически исчезнут. Электромобили используют энергию двигателей для рекуперативного торможения гораздо больше, чем тормозные колодки. Меньше пользы, меньше износа, более длинный срок службы. Чем меньше продается товара, тем меньше точек продажи.
Интересно, что как раз замена тормозной жидкости останется или станет даже более популярной услугой, потому что при более редком использовании тормозов в гидросистеме быстрее накапливается влага. Поэтому те же Tesla и Nissan сегодня рекомендуют менять тормозную жидкость чаще, чем в машинах с ДВС.
- Франшизы и точки по замене масла тоже в зоне риска. У электромобилей нет моторного масла, поэтому его не нужно менять. Кстати, это же объясняет снижение потребления нефти.
- Бензоколонки будут заменены разными зарядными станциями для электромобилей. Автозаправочные станции необходимо размещать в строго определенных местах и с ними рядом ничего не построишь — хотя в Европе с этим и не согласятся.
А вот точки зарядки электромобилей можно поставить практически в любом месте и по невероятно низкой цене. Большинство людей и вовсе будут заряжать электромобили дома.
- Исчезнет все, что связано с измерением вредных выбросов. Все люди, объекты и технологии, участвующие в тестировании выбросов выхлопных газов, будут искать себе другую работу. Никаких выхлопных труб, никаких выбросов.
ВЛИЯНИЕ «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ»
- Чистый воздух и рост уровня здоровья. Электромобили не выделяют в атмосферу загрязняющих веществ во время эксплуатации. А ведь сегодня миллионы людей ежегодно умирают или значительно ухудшают свое здоровье как раз из-за загрязнения воздуха. По данным МОЗ, это первая причина смертности в мире. Поэтому избавление от двигателей внутреннего сгорания приведет к серьезному оздоровлению людей. А более здоровое население – это более продуктивное население. Эксперты навскидку называют сотни миллиардов или даже триллионы доходов для большинства стран в мире.
- Более тихие города. Электромобили не производят столько шума, сколько это делают автомобили с ДВС. Более того, на скорости до 50 км/ч они практически бесшумны. Настолько, что в Европе заставили все машины оборудовать шумовыми генераторами. Шум не превышает уровень офисных разговоров. И это на самом деле ничто по сравнению с тем же мотоциклом Harley Davidson, большим дизельным грузовиком или спортивным автомобилем. По исследованиям медиков, шум дорожного движения напрямую связан с потерей сна у людей в больших городах, поэтому устранение этого основного источника шума будет иметь преимущества для здоровья населения. И это снова меньше расходов на медицину и больше доходов в макроэкономическом смысле.
- Снижение последствий изменения климата и улучшение здоровья. Транспорт создает 26% всех парниковых газов в США. Все — от двигателей внутреннего сгорания. Избавьтесь от них, замените их электрическими двигателями, работающими на возобновляемых источниках энергии, и эти 26% уйдут. Все это улучшит климат, а значит, и жизни людей, которые в последние 10 лет регулярно и сильно страдают от глобальных климатических катаклизмов.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, электромобили «убивают» целую индустрию.