Законопроектом №6614 предусматривается усовершенствовать солидарную систему пенсионного страхования, а также освободить ее от несвойственных расходов.
Об этом сообщает Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины.
«За» проголосовали 282 народных избранника.
Проектом закона предлагается дифференцировать размеры пенсий в зависимости от приобретенного страхового стажа и полученного заработка; заменить механизм возмещения льготных пенсий на уплату единого взноса; внедрить единые подходы к исчислению пенсий.
В частности, принятым документом предлагается:
- восстановить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий с 1 октября 2017 года с использованием единого показателя заработной платы, который используется для назначения пенсий в 2017 году на уровне 3764 грн 74 коп., и показателя стоимости одного года страхового стажа на уровне 1%;
- пересмотреть условия перерасчета (индексации) пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и осуществлять ежегодный перерасчет пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы, с которого исчислена пенсия, на 50% роста зарплаты в предыдущем году и 50% индекса потребительских цен;
- изменить механизм возмещения льготных пенсий на уплату работодателями повышенной ставки единого взноса за работников, занятых на особо вредных и особо тяжелых работах по спискам №1 и №2, на уровне 15% и 7% соответственно;
- освободить солидарную систему от несвойственных для нее расходов, в частности, от возмещения доплаты до прожиточного минимума, выплаты целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий, возмещения единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОС, УТОГ, расходов на финансирование льготных пенсий;
- ввести новый порядок выхода на пенсию в зависимости от имеющегося страхового стажа;
- установить несколько видов минимального размера пенсии;
- найти размер пенсии при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин после достижения ими 65 лет, которые равны 40% от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума;
- внедрить единые подходы для исчисления пенсий в соответствии с нормами Закона №1058 госслужащим, ученым, должностным лицам местного самоуправления, прокурорам, работникам Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.
Для уменьшения демографической нагрузки на солидарную систему предлагается сохранить право выхода на пенсию:
- в 60 лет — для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа в 2018 году, который будет ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;
- в 63 года — для лиц, которые будут иметь от 15 до 25 лет страхового стажа в 2018 году, который будет ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;
- в 65 лет — для лиц, которые будут иметь 15 лет страхового стажа, однако без 16 лет (требование для выхода в 63 года) в 2019 году, и, соответственно, в 2028 году будут иметь 15 лет стажа, однако без 25 лет (требование для выхода в 63 года).
Лицам, которые не будут иметь 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.
Для смягчения негативного влияния повышения требований к страховому стажу на переходный период введена временная государственная социальная помощь неработающим лицам, которые не имеют необходимого страхового стажа.
Проектом с целью усовершенствования пенсионного законодательства предлагается:
- пересмотреть размер и условия назначения минимальной пенсии по возрасту:
- при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин — на уровне прожиточного минимума;
- при отсутствии полного страхового стажа рассчитана пенсия. Доплата до прожиточного минимума производится с учетом совокупного дохода;
- при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин по достижении ими 65 лет — на уровне 40% от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума;
- изменить источник финансирования выплаты компенсации работодателям за создание рабочего места. Выплату осуществлять не из бюджета Пенсионного фонда Украины, а из бюджета Государственной службы занятости;
- уточнить условия назначения пенсий за особые заслуги перед Украиной органами Пенсионного фонда Украины;
- восстановить размер пенсии по зеркальному принципу женщинам, которым назначена досрочно пенсию в 55 лет;
- зачислять за справками страховой стаж военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы) за периоды с 1 июля 2000 года, за которые отсутствуют сведения в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;
- определить условия назначения пенсий по инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья;
- усовершенствовать условия ежегодного перерасчета (индексации) страховых выплат и определить максимальный размер ежемесячной страховой выплаты от несчастного случая на производстве на уровне 10 размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.
- определить нотариусов - агентов по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении ими удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества.
Законопроект принят с учетом предложений профильного комитета касательно:
- предвидения возможности постепенного снижения величины оценки одного года страхового стажа для пенсий, которые будут назначаться в течение пяти лет, начиная с 1 января 2018 года;
- принятия на законодательном уровне решения по применению в 2018-2020 гг. показателя средней заработной платы, учитываемого для пересчета ранее назначенных пенсий в соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
- определения на законодательном уровне условий назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, и установления ее размера на уровне не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
- сохранения льготных условий пенсионного обеспечения для женщин, которые работают в сельскохозяйственном производстве и воспитали пять и более детей;
- предсказания в отдельном законодательном акте порядка получения сумм пенсий, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил в связи с пребыванием на временно неконтролируемой государственной властью Украины территории.