Соответствующий документ №8060 поддержало 233 парламентария. Об этом сообщает пресс-служба Верховной Рады.
Проектом Кодекса предлагается установить условия и порядок восстановления платежеспособности должника — юридического лица или признании его банкротом и применения ликвидационной процедуры с целью полного или частичного удовлетворения требований кредиторов, а также восстановления платежеспособности физического лица.
Кодекс состоит из двух книг: первая книга касается корпоративного банкротства, то есть процедуры банкротства юридических лиц, вторая — восстановление платежеспособности физического лица, в частности, признание физического лица банкротом в случае его неспособности выполнять свои имущественные обязательства.
Проектом в части реформирования корпоративного банкротства, среди прочего предлагается:
- ликвидировать лишние барьеры и упростить доступ к процедурам, в частности, самого должника;
- увеличить возможности для санации и создать эффективные механизмы внесудебного урегулирования; исключить все положения, которые могут рассматриваться как основание для освобождения от долгов, кроме случаев, когда кредиторы соглашаются на это; объединить мировое соглашение и санацию в единую процедуру;
- улучшить условия участия в процедурах банкротства обеспеченных кредиторов, для чего, в частности: предоставить обеспеченным кредиторам право инициировать дело о банкротстве;
- предусмотреть возможность участия обеспеченных кредиторов в голосовании при принятии решений; установить, что во время процедуры санации должника по ходатайству обеспеченного кредитора суд может принять решение о прекращении действия моратория на его требования, если предмет обеспечения не будет использоваться для процедуры санации должника;
- повысить уровень защищенности прав всех кредиторов, для чего, в частности: передать ключевые полномочия от комитета кредиторов к собранию кредиторов;
- уменьшить кворум при повторном проведении первого собрания, если первая попытка не удалась из-за неявки кредиторов с необходимым количеством голосов;
- ввести голосование по одобрению плана санации классами кредиторов; обеспечить участие кредиторов в выборе арбитражного управляющего;
- установить обязанность арбитражного управляющего раскрывать кредиторам информацию о финансовом состоянии должника и ходе производства по делу о банкротстве через интернет;
- установить приоритетность требований текущих кредиторов перед конкурсными;
- сократить сроки рассмотрения дел, в частности, за счет: уменьшения количества обжалований;
- усовершенствовать положения закона, касающиеся продажи активов должника, тем самым обеспечив основу для продажи имущества по самой высокой цене, в частности: ввести правила по контролю за продажей существенных активов; обеспечить продажу всего имущества на конкурентной основе на аукционе; усовершенствовать правила оповещения о продаже имущества (через интернет);
- обеспечить стабильность заключенных на аукционе договоров; усовершенствовать положения, обеспечивающие сохранение работающего бизнеса.
Проектом также предлагается улучшить положение обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства, в частности:
- продажу имущества банкротов осуществлять исключительно на электронном аукционе через единую систему, которая отвечает принципам прозрачности, аналогичным тем, которые введены в системе государственных закупок, который должен обеспечить продажу имущества банкрота по самой высокой цене;
- обязательное согласование с обеспеченными кредиторами стартовой цены имущества, состав лота, шаг аукциона, текста объявления, стоимости содержания, хранения и расходов на продажу залогового имущества;
- в случае, если не достигнуто соглашение, данный вопрос решается судом.
- снижение цены на первом повторном аукционе возможно только с согласия обеспеченного кредитора;
- если по мнению обеспеченного кредитора цена в ходе аукциона на понижение опустилась слишком низко, он может приобрести имущество по стартовой цене после первого повторного аукциона;
- за приобретенное имущество он рассчитывается путем взаимозачета;
- так же и в случае победы на аукционе обеспеченный кредитор рассчитывается за приобретенное имущество путем взаимозачета, оплачивая только разницу между ценой и размером требований, а также затраты на хранение и продажу имущества; установлена ??обязанность арбитражного управляющего согласовать расходы на хранение имущества с обеспеченным кредитором, в случае спора размер расходов на хранение определяет суд.
Проектом Кодекса в части внедрения механизмов восстановления платежеспособности физических лиц предлагается создать отдельную систему регулирования специфических правоотношений, связанных с необходимостью решить проблему чрезмерной задолженности физического лица, которая будет действовать рядом с системой банкротства юридических лиц и предпринимателей.
По данным пресс-службы дела о банкротстве физического лица в соответствии с проектом должны рассматриваться хозяйственным судом по месту жительства физического лица, что позволит обеспечить удобное для граждан и профессиональное рассмотрение такой специфической категории дел.
Проектом предлагается введение двух типов процедур — судебных и досудебных, что даст больше возможностей для участников таких правоотношений выбрать лучшую форму урегулирования задолженности физического лица. Предусмотрены две судебные процедуры: реструктуризация долгов должника и удовлетворение требований кредиторов, что соответствует лучшей мировой практике регулирования указанных правоотношений.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета» процедура банкротства физлиц станет частью Кодекса Украины по процедурам банкротства.
Ранее сообщалось, что денежные обязательства или налоговый долг налогоплательщика, которые остаются непогашенными после его ликвидации в связи с недостачей имущества, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию.