Как сообщил начальник главного сервисного центра МВД Владислав Криклий, с 1 января 2018 года так называемые «международные» права перестанут действовать на территории ЕС. Это следствие того, что Украина должна выполнить свои обязательства в рамках Соглашения про ассоциацию с ЕС.
Уже сейчас отечественные водители не могут въехать в Европу с правами, в которых не указан срок действия. Такие удостоверения не принимают на стороне Евросоюза.
Бывали случаи, когда в Европе украинцам выдавали прокатные машины на основе «ламинированного» документа. Но полиция останавливала водителя и обнаружив документ без срока действия, выписывала штраф в размере 250 евро. Поэтому, надежней и выгодней оформить новые права за 201 гривну.
Согласно директиве ЕС, водительское удостоверение должно выдаваться на 15 лет, а не быть пожизненным. Это необходимо для защиты от подделок и для обновления информации. При получении новых прав обязательным должен быть медосмотр водителя (в Евросоюзе он происходит по упрощенной процедуре). А для водителей грузовиков и автобусов (категория C и D) срок действия прав сокращен до 5 лет, а медосмотр проводится более строго.
Так же, страна может решить, нужно ли водителям старше 50 лет проводить медосмотр каждые 3 или 5 лет.
Увеличение требований
Эксперт по вопросам транспорта Владимир Каськовецкий отмечает, что директива не является регламентом, поэтому её можно внедрять своим путем. Но выполнение её обязательно в полном объеме. Водители, которые перевозят людей и грузы, должны иметь другой уровень знаний и подтверждать свою квалификацию. Они должны приобрести специальные навыки на курсах, и каждые 5 лет подтверждать эти знания на соответствующих программах. Это уже работает в странах Евросоюза.
Одной из целей директивы является привлечение молодых людей к профессии, повышение уровня этой профессии и уровня безопасности на дорогах.
Так же планируется ограничение возраста водителей-профессионалов и квалификационной карточки водителя.
Внедрение микрочипов
Предлагается встроить в водительские удостоверения микрочипы, но, в свою очередь, они не являются обязательными в директиве 126.
Вопрос о необходимости микрочипов будет еще исследоваться, но страны Евросоюза интегрированы в систему обмена данными.
Удостоверение с чипом будет стоить немного больше, чем обычное пластиковое. За чип нужно будет доплатить порядка 10 гривен.
Большим плюсом микрочипа является то, что с его помощью переоформление прав будет происходить дистанционно.
Так же начальник главного сервисного центра МВД Владислав Криклий отметил, что будущее стоит за внедрением кибертехнологий, и во многих странах ЕС водительские права является удостоверением личности и заменяют паспорт. Доработанные проекты законов будут переданы на рассмотрение парламента в сентябре.