Как сообщала «Судебно-юридическая газета», на официальном сайте Высшего совета правосудия был опубликован текст решения ВСП от 19 апреля 2018 №1200/0/15-18 «Об утверждении Порядкаведения Единого государственного реестра судебных решений», который вступит в силу 1 октября 2018 года.
Указанный документ регламентирует процедуру подготовки, обработки и публикации судебных решений, порядок пользования информационной системой, а также содержит перечень категорий лиц, наделенных правом полного доступа к данным Реестра.
Подготовка судом необходимой информации
Электронный вариант судебного решения или особого мнения судьи создается в день принятия судебного решения или создания его полного текста в бумажном виде. Обязанность своевременно отправить судебное решение или особое мнение возлагается непосредственно на судью, который его вынес.Ответственность за организацию своевременного, правильного и полного внесения данных в Автоматизированную систему документооборота суда и их отправку для дальнейшего внесения в Реестр несет руководитель аппарата суда.
Судебные решения и особые мнения заверяются электронной цифровой подписью судьи (судей) и сохраняются без дальнейшей возможности редактирования. В случае, если судья, в силу объективных причин, не может заверить документ собственной цифровой подписью, это делает председатель суда, в котором хранится дело, или же его доверенное лицо.
Информация, внесенная в Реестр, хранится бессрочно.
Судебное решение в электронном виде должно иметь следующие реквизиты:
1) код суда;
2) форма судопроизводства;
3) форма судебного решения;
4) стадия рассмотрения дела;
5) дата вынесения решеняя/дата изложения особого мнения судьи;
6) дата составления полного текста решения;
7) единый уникальный номер дела;
8) номер судебногопроизводства;
9) номер уголовного производства в ЕРДР;
10) категория судебного дела (уголовного производства)в соответствии со справочником автоматизированной системы документооборота суда;
11) состав суда с указанием кодов судьи (судей) и секретаря судебного заседания;
12) полное наименованиеюридических лицили ФИО физических лиц – участников судебного производства;
13) для юридических лиц - идентификационный код, для физических – номер и серия паспорта, идентификационный код или уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре, для органов досудебного расследования – код правоохранительного органа в соответствии со справочником органов досудебного расследования АСДС;
14) статус участниковсудебного процесса;
15) наличие необходимости изъятия из текста судебного решения в уголовном производстве сведений об именах судей, рассматривавших дело, а также участников судебного процеса,по мотивам безопасности;
16) имеющиеся в тексте судебного решенияилиособогомнениясудьиместажительстваилипребыванияфизическихлиц, адреса, номера телефоновили других средствсвязи, адреса электроннойпочты, регистрационные номера учетныхкарточекналогоплательщиков, реквизитыдокументов, удостоверяющихличность, уникальные номера записей в Единомгосударственномдемографическомреестре, а такжедругиесведения, позволяющиеидентифицироватьфизическоелицо - участникадела;
17) номер свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имуществом, управлеющего санацией, ликвидатора);
18) иные регистрационные сведения, указанные в соответствующей регистрационной форме АСДС.
В каждом конкретном случае судья, принявший решение, указывает в его электронном экземпляре:
1) причины, по которым рассмотрение дела или же осуществление отдельных процессуальных действий осуществлялось в закрытом судебном заседании;
2) наличие необходимости отсрочить на один год возможность доступа к судебному решению (для определений о проведении негласных следственных (разыскных) действий или о проведении обыска жилья или иного владения лица).
Прием и обработка данных администратором
Регистрацию электронных экземпляров судебных решений в день их поступления из АСДС осуществляет администратор. При этом дата и время внесения данных в реестр фиксируется автоматически и не подлежит корректировке.
Кроме того, администратору запрещено удалять из реестра или редактировать решения, за исключением случаев, когда необходимо исправить техническую ошибку или в ином случае, предусмотренном законом. Если же судебное решение исправляется в соответствии с процессуальным законодательством, в реестр дополнительно вносится текст судебного решения с внесенными правками, а вот изначальный вариант в реестре не редактируется.
Также в обязанности администратора входит принятие мер по предотвращению несанкционированного вмешательства в работу ресурса, отслеживание и учет действий авторизованных пользователей, защита сведений, с помощью которых можно идентифицировать физическое лицо, от случайной потери или уничтожения, незаконной обработки, в том числе незаконного уничтожения или доступа к таким сведениям.
Электронные варианты определений следственных судей должны быть обработаны администратором не позднее следующего рабочего дня с момента их регистрации. Срок обработки остальных видов решений составляет три дня.
Перед публикацией решения обезличиваются – в тексте, размещенном в реестре, не указываются имена участников судебного процесса.
Порядок ведения ЕГРСР предусматривает возможность взаимодействия с другими информационными системами, держателями которых могут быть как органы власти, так и негосударственные хозяйствующие субъекты.
Доступ к Реестру
Судебные решения становятся общедоступными не позднее следующего рабочего дня после их обработки и размещаются на веб-сайте«Судова влада України».Неавторизованные пользователи смогутискать, просматривать, копировать и распечатывать текст решений.
Авторизированным пользователям также могут предоставляться дополнительные возможности при работе с Реестром – их Порядок ведения ЕГРСР наделяет правом полного доступа к информационным ресурсам Реестра.
К категории лиц, имеющих полный доступ к системе в течение всего срока полномочий, относятся: судьи и работники аппаратов судов; члены и уполномоченные сотрудники секретариата ВСП и ВККС. Уполномоченные сотрудники Национального антикоррупционного бюро, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и Национального агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами пользуются правом полного доступа к Реестру вплоть до дня аннулирования такого права или увольнения сотрудника.
Разрешение на полный доступ к электронным экземплярам судебных решений предоставляется и аннулируется главой/руководителем соответствующего органа, который направляет официальное письмо администратору, а тот, в свою очередь, регистрирует пользователя в системе.
Кроме того, авторизованные пользователи обязаны не допускать разглашения информации, которая стала известна им в связи с пользованием Реестром в режиме полного доступа. В случае,если лицо нарушило правила пользования Реестром, администратор может ограничить его в праве полного к доступа к ресурсу или вовсе аннулировать его без возможности восстановления.
Нарушение порядка ведения Реестра, а также нарушение права на доступ к судебным решениями влекут за собой ответственность, предусмотренную законом.