Законопроект №8121 о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты для противодействия рейдерству рекомендован Комитетом аграрной политики Верховной Рады Украины к принятию во втором чтении и в целом.
Проект разработан с участием парламентариев, представителей министерств, профильных организаций, ученых и направлен на защиту небольших и средних предприятий. Основные его идеи — автоматизация оформления прав на землю, внедрение электронного документооборота и инвентаризация всех земельных участков в Украине, права на которые оформлены до 2004 года.
Требования к регистрации корпоративных прав предлагается ужесточить. Корректируется также порядок принятия судебных решений в отношении земельных участков и исполнения таких решений, уточняются правила регистрации земельных участков в порядке наследования. При этом проект комплексно подходит к работе государственных реестров, внося изменения в их содержание, в хранящиеся в них сведения, порядок использования внесенной в них информации и требования к порядку регистрации. Многие положения законопроекта направлены на исключение возможности подделки документов. Кроме того, устанавливается порядок проведения электронных земельных торгов.
Народный депутат Украины Руслан Сидорович пояснил, что законопроект устанавливает единые правила игры и защищает любого добросовестного собственника, в том числе иностранного инвестора. По мнению нардепа, после принятия проекта инвестор будет понимать, что его имущество и активы не будут украдены.
Законопроект устанавливает круг лиц, которые обращаются за совершением нотариальных действий или государственной регистрации, перечень документов, которые подаются для осуществления регистрационной записи, регулирует электронный обмен информацией и процедуру инвентаризации всех земель.
Уточняются пути решения проблемы с выполнением судебных решений в случае невозможности их выполнения. По мнению народного депутата, необходимо на уровне правительства и парламента разработать единую антирейдерскую стратегию, которая уменьшит вероятность рейдерства и незаконных коррупционных действий в любых сферах, связанных с реестром. В настоящее время государственные реестры, на которые государство тратит неимоверные деньги на роялти, не имеют надлежащего взаимодействия между собой, поэтому открывают колоссальные возможности для злоупотреблений. Без электронного правительства и наведения порядка во всех государственных реестрах окончательно искоренить явление рейдерства и коррупции не удастся.
Первый вице-президент нотариальной палаты Ольга Онищук отметила необходимость реформы нотариата, которая решит многие проблемы, включая дефицит нотариальных услуг в регионах, и внедрения электронного нотариата, что раз и навсегда поставит точку в возможности подделать и сфальсифицировать нотариальный документ. По ее словам, важно также внедрение единого цикла, когда заверение документа и его регистрация будут осуществляться нотариусом одновременно, между этими действиями не будет промежутков времени, что устранит возможность использования этих их рейдерами.
Рейдерство как угроза национальной безопасности
Рейдерские скандалы сотрясают Украину в течение всей истории независимости. Под ударом могли оказаться любое промышленное предприятие от небольшого цеха до ферросплавного завода, квартира или земельный участок. Происходили поглощения предприятий путем присвоения корпоративных прав, принудительная остановка мощностей вследствие наложений арестов на активы предприятий. Примером могут служить попытки захвата торговых сетей «Амстор», Novus, Киевского завода «Электронмаш», Торгово-промышленной палаты Украины.
В последние годы волна рейдерства захлестнула аграрный бизнес. Захваты аграрных предприятий, элеваторов и сельскохозяйственных земель стали повальным бедствием, доросшим до уровня национальной угрозы. Причем если ранее речь шла в основном о недвижимости, то теперь захватчиков интересуют и другие активы, например, урожай лука или пшеницы. Рейдерство превратилось в серьезный бизнес.
В новогодние праздники вооруженные люди захватили 17 агропредприятий в Черниговской и Сумской областях. Все эти предприятия имели отношение к группе «Росток-холдинг».
В начале сентября рейдеры осуществили силовой захват территории и земель «Фермерского хозяйства Строгого А. Ф.» в Харьковской области.
Тогда же 40 вооруженных людей пришли на агрофирму «Матюши» в Сидорах Белоцерковского района Киевской области и захватили урожай стоимостью порядка 1,5 млн грн.
В Мироновском районе Киевской области почти в то же время рейдеры атаковали фермерское хозяйство «Горизонт» и пытались по фиктивным документам украсть урожай.
В селе Петрово Знаменского района Кировоградской области около четырех десятков молодых людей спортивного телосложения пытались убрать урожай и повредили сельхозтехнику.
В очередной раз подвергся нападению крупнейший в Украине комплекс по переработке соевых бобов «Каховка Протеин Агро».
Аналогичные события происходили и в других областях, например Полтавской, Херсонской и Житомирской.
Минюст создает антирейдерские штабы, министр внутренних дел лично выезжает на задержания рейдеров, главный военный прокурор грозит рейдерам в прямом эфире, в работу включаются антирейдерские комиссии, Верховная Рада периодически принимает антирейдерские законы, но пока что уровень безопасности не повысился.
Благодатная почва для развития рейдерства
Причиной массовости этого явления стало не только отсутствие свободного и открытого рынка земли, но и эксперименты с законодательством, которые были использованы в новых коррупционных схемах. В частности, серьезные злоупотребления вызвало изменение системы регистрации прав, в том числе на землю, когда регистрационные функции были перераспределены между органами юстиции, нотариусами и коммунальными предприятиями. После этого с помощью регистраторов филиалов коммунальных предприятий недобросовестные граждане начали незаконно переписывать имущество, вернуть которое было потом невозможно.
Существенным изъяном стало то, что все кадастровые записи о регистрации прав, которые делались до 2013 года, не были перенесены в реестр Минюста, вследствие чего появились факты двойной регистрации договоров аренды, регистрации договоров аренды одного земельного участка с несколькими арендаторами, оформлялись сторонние договоры охраны наследственного имущества, управления имуществом и т.д.
До 2004 года аренда вообще регистрировалась только в бумажном виде, и эти документы не переведена в цифру. В итоге миллионы людей имеют на руках только бумажные государственные акты на землю, значительной части актов нет в электронном виде как в земельном кадастре, так и в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Ну, а после ряда пожаров в органах земельных ресурсов, где сгорели архивы, восстановить их невозможно. Так что если не принимать кардинальных решений, проблемы будут только усугубляться.
Одним из ответов на эти вызовы и стали законопроект №8121 и ряд альтернативных проектов. Они являются одним из первых шагов к открытию рынка земли.
Напомним, на рассмотрении Верховной Рады Украины находятся проекты законов:
- «О публичных электронных реестрах» №8602 от 13.07.2018;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения защиты прав собственников недвижимого имущества путем звуко- и видеофиксации процесса осуществления нотариальных и регистрационных действий в Государственном реестре прав на недвижимое имущество» №9520 от 01.02.2019;
- «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно ликвидации коррупционной схемы в сфере регистрации информации из отчетов об оценке объектов недвижимости)» №10015 от 07.02.2019;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления прозрачности в сфере государственной регистрации прав на земельные участки» №7265 от 07.11.2017.