Министерство юстиции, а именно та его часть, которая ответственна за формирование государственной политики в сфере принудительного исполнения судебных решений, анонсировало определенную либерализацию своего отношения к институту частных исполнителей.
У профессионального сообщества частных исполнителей за полтора года существования накопилось немало претензий к жесткому отношению министерства к их деятельности, которое выражалось, прежде всего, в усложненном допуске к профессии и суровой дисциплинарной практике. Данные факторы, очевидно, и привели к тому, что ряды частных исполнителей растут крайне медленно. Только 158 человек осуществляют практическую деятельность, при том, что согласно расчетным данным, Украине необходимо 2 500 частных исполнителей. Кроме того, и взаимного доверия между новым институтом и госрегулятором не наблюдается.
Минюст обещает все исправить. Частные исполнители приветствуют такой настрой, но чувство глубокого удовлетворения отложили на потом.
Что изменится
Перезагрузка отношений, озвученная заместителем министра юстиции по вопросам исполнительной службы и генеральным директором директората правовой политики в сфере судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов Ильей Черногоренко, коснется самых проблемных блоков: порядка допуска к профессии частных исполнителей и дисциплинарной практики в их отношении.
В первом блоке ожидаются следующие новшества:
- возможность онлайн обучения для кандидатов в профессию с последующей сдачей зачета в высшем учебном заведении;
- возможность стажировки кандидатов не только у государственных, но и у частных исполнителей;
- возможность для кандидата свободно выбирать регион стажировки;
- переход к автоматизации оценки 3 этапа квалификационного экзамена (практического задания) не позднее 1 сентября 2019 года;
- из квалификационного экзамена будут изъяты такие составляющие, как правописание и деловой украинский язык — их заменит предъявление кандидатом сертификата о знании государственного языка;
- перезагрузка персонального состава квалификационной комиссии.
Во втором блоке:
- имплементация института дисциплинарного уполномоченного в работу дисциплинарной комиссии, предложенного Ассоциацией частных исполнителей;
- перезагрузка персонального состава дисциплинарной комиссии;
- обсуждение подходов к формализации критериев применения дисциплинарных взысканий.
Как объяснила заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы, сегодня в перечень учреждений, оказывающих образовательные услуги в части принудительного исполнения решений суда, включены 10 учебных заведений в Харькове, Днепре, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Сумах и Киеве. «После внесения озвученных изменений в порядок допуска к профессии частных исполнителей кандидатам будет предоставлено право выбора места получения знаний, а также в какой форме. Любая форма — онлайн или очная — будет предусматривать предоставление соответствующего свидетельства, наличие которого у кандидатов в частные исполнители определено на уровне закона», — отметила замминистра.
Дистанционные учебные курсы для кандидатов готовятся под руководством международного партнера министерства — ОБСЕ.
Что касается стажировки, то замминистра напомнила, что согласно требованиям профильного закона, имеется ряд представителей юридических профессий, которые освобождены от стажировок. Это государственные исполнители, адвокаты, нотариусы и арбитражные управляющие, имеющие стаж работы более года, а также помощники частных исполнителей, проработавшие более двух лет.
Полугодовой срок для перехода к автоматизированной оценке практического задания при сдаче квалификационного экзамена, о которой давно просят и мечтают в Ассоциации частных исполнителей, замминистра объяснила необходимостью определенных затрат как человеческих, так и временных ресурсов. «Нам необходимо отработать перечень практических заданий, отрецензировать их, опробовать. До их утверждения доступ к профессии будет осуществляться по старым правилам. Разве что немного изменятся критерии оценки практического задания членами квалификационной комиссии», — сообщила С. Глущенко.
Министерство юстиции поддержало инициативу Ассоциации частных исполнителей о введении должности дисциплинарного уполномоченного при дисциплинарной комиссии, хотя до сих пор никто толком не понимает его статус и уровень полномочий, поэтому пройдет еще немало времени, прежде чем определят его реальную роль в формировании единой дисциплинарной практики.
Но главное долгожданное событие — обновление персонального состава как квалификационной, так и дисциплинарной комиссий частных исполнителей. «Из 9 членов каждой комиссии теперь только трое будут представлять систему юстиции. По-прежнему будет входить один судья, избранный Советом судей Украины. Кроме того, Министерство обратится к международным партнерам, чтобы те предложили эксперта или специалиста в области права, который войдет в состав комиссии. Все остальные места остаются за частными исполнителями», — добавила подробностей замминистра.
Для большей конкретики она назвала обновленный должностной состав трех членов от министерства в комиссии. Одно место традиционно будет занимать министр или замминистра, что определено в законе. Следующее место планируют предложить руководителю новообразованного директората правовой политики в сфере судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов, который возник в результате реформы госслужбы. Последнее, третье место займет представитель министерства, который, однако, не будет связан с подразделениями государственных исполнителей. Этому члену комиссии будет предоставлена почетная функция секретаря, ведь, по убеждению замминистра, чтобы провести любое заседание комиссии, кто-то должен осуществить множество организационных действий. Отсутствие в составе комиссий сотрудников департамента государственной исполнительной службы (ГИС) замминистра считает перезагрузкой.
Вся практическая работа по осуществлению заявленного будет лежать на упомянутом директорате. Как объяснил Илья Черногоренко, основная миссия этого подразделения — «найти проблему и предложить альтернативные пути ее решения». Например, в ответ на запросы привлекаемых к дисциплинарной ответственности частных исполнителей, которые не всегда понимают, что им ставят в вину, уже предложено по результатам каждого дисциплинарного разбирательства предоставлять короткие пресс-релизы с объяснением решения и позиции дисциплинарной комиссии.
Также И. Черногоренко сообщил, что в течение ближайших 2 недель будут внесены необходимые изменения в нормативно-правовые акты Министерства юстиции.
Ассоциация приветствует, но…
Заместитель главы Совета частных исполнителей Украины Александр Сивокозов в целом одобрительно отозвался на озвученные инициативы Министерства юстиции. Он сообщил, что на недавно прошедшем заседании Совета частных исполнителей утверждены Положение о дисциплинарном уполномоченном и Положение о проведении конкурса на эту должность. Эти документы помогли разработать международные партнеры Украины. По словам А. Сивокозова, в течение ближайших 2 месяцев планируется выбрать достойного дисциплинарного уполномоченного.
Впрочем, одним только введением института дисциплинарного уполномоченного не решить все накопившиеся проблемы профессионального сообщества. Многие вопросы, по мнению руководителя Ассоциации, остаются пока вне поля зрения министерства. Например, так и не решен вопрос минимального проходного балла при сдаче практического задания, о который спотыкаются многие кандидаты.
«В профессию действительно должны попасть только достойные, однако есть вопросы к объективности и прозрачности отбора. Особенно их много к третьему этапу экзамена, где оценки дают члены комиссии. Результаты объявляются на уровне «прошел-не прошел», поэтому непонятны критерии, по которым оценивался тот или иной кандидат», — отмечает отдельные моменты представитель профессии. Он уверен, что должен быть механизм апеллирования или проверки результатов оценивания.
Главную же цель развития института частных исполнителей в Ассоциации видят в постепенном уравнивании мандатов с государственными исполнителями и допуске частных исполнителей к взысканию государственных и коммунальных долгов.
Взгляд из окопа
Свой комментарий по поводу предложенных Министерством юстиции новшеств «Судебно-юридической газете» дал один из первопроходцев профессии частных исполнителей Андрей Авторгов.
В частности, он отметил, что в профильном законе четко указано, что квалификационный экзамен является автоматизированным анонимным тестированием. Однако в ныне действующем Порядке проведения экзамена, принятом Минюстом, указанным требованиям соответствуют только два первых этапа экзамена, а третий — практическое задание — почему-то нет. «Это не тестирование, так как нет вариантов ответа, и не автоматизация, ведь результаты оценивает комиссия, а не система. Поэтому то, что сейчас предлагает министерство — это просто возврат в рамки правового поля», — подчеркивает практик.
Что касается нового состава комиссий по квоте министерства, то присутствие там Ильи Черногоренко является безусловным позитивом, ведь этот руководитель был избран на независимом конкурсе, а не назначен министром. Также положительным моментом будет, если действительно из членов комиссий, особенно дисциплинарной, уберут представителей департамента ГИС, руководитель которого сегодня готовит дисциплинарные представления, а два его подчиненных участвуют в их рассмотрении. «Идеальным было бы, если министерство всю свою квоту отдало бы на аутсорсинг», — шутит частный исполнитель.
Он напомнил, что и частные исполнители могут по своей квоте привлекать в комиссии научных светил в области права, судей в отставке, что могло бы способствовать еще большей объективности решений.
Испытавший на себе последствия дисциплинарного производства, Андрей Авторгов до сих пор не понимает отсутствие в открытом доступе решений дисциплинарной комиссии. «Если бы они были опубликованы на сайте министерства, то все, и частные исполнители, и взыскатели, и должники увидели бы, за что привлекают к ответственности, а что не является дисциплинарным проступком. Это стало бы ориентиром и убрало бы основания для многих жалоб», — уверен он, и как пример приводит сайт Национальной ассоциации адвокатов Украины, где размещена вся дисциплинарная практика.
Еще одна вещь, которая, по его мнению, требует коррекции — отказ от оформления решения дисциплинарной комиссии исключительно протоколом, который зачастую не содержит ни мотивации, ни обоснования принятого решения.
От появления института дисциплинарного уполномоченного точно хуже не будет, считает частный исполнитель. Скорее всего, это лицо будет выступать в роли дисциплинарного адвоката. Он может иметь свою отдельную позицию, отличную от общего мнения комиссии, на которую может опереться суд, рассматривая иск несогласного с решением дисциплинарной комиссии частного исполнителя.
«Нельзя прекращать поиск предохранителей и механизмов, защищающих от несправедливых решений. Например, можно запретить наложение дисциплинарных взысканий, пока решения по дисциплинарному делу оспаривается в судах. Если комиссия ошиблась, то суд поправит. А деятельность частного исполнителя незаслуженно не пострадает», — подытожил А. Авторгов.
«Судебно-юридическая газета» уже писала, что попытки представителей профессии частных исполнителей нивелировать жесткую опеку своей деятельности со стороны Минюста носят очень робкий характер.