26 марта представители советов по вопросам реформы правосудия, которые проект ЕС «Право-Justice» сформировал в Черновицкой, Днепропетровской, Харьковской, Львовской, Одесской областях и на Донбассе, впервые собрались на ежегодном конгрессе региональных советов.
Прогресс Украины в аспекте реформы правосудия кратко охарактеризовал посол, глава представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли. Он назвал взаимодействие Европейского Союза с нашим государством в аспекте правовой реформы очень важным с точки зрения обмена позитивным опытом. Особенно в аспекте того, что в Украине верховенство права далеко не всегда было основной ценностью. Посол отметил, что правосудие — это чернило, которым подписан социальный контракт между правительством и гражданским обществом.
Верховенство права: выполнено частично
«Мы должны признать, что в некоторых странах мы до сих пор далеки от наших целей, что касается верховенства права. Наблюдая недостаточный уровень жизни украинских граждан, анализируя, почему в Украину не инвестируют, мы понимаем, что одним из препятствий остается недостаточный уровень верховенства права. Поэтому данное направление продолжает оставаться в основе нашей работы», — отметил Х. Мингарелли.
Посол добавил: если посмотреть, что было сделано в Украине в сфере правосудия за последние 5 лет, прогресс действительно существенный. «Я ранее уже говорил, что больше реформ в Украине произошло с 2014 по 2019 годы, чем с 1992 по 2014-тый. Но этого недостаточно, потому что в вопросе верховенства права есть немало невыполненного. Именно поэтому мы концентрируемся на этой сфере. Мы должны помочь завершить реформу правосудия и выполнения судебных решений. И для этого важно обеспечить надлежащее выполнение процессуальных кодексов, чтобы гарантировать права сторон, внедрение пробации, электронного правосудия и других реформ», — отметил он.
Господин Мингарелли подчеркнул, что в переходной период всегда существует борьба с теми, кто пытается сохранить «статус-кво» в своих интересах. В Украине это тоже борьба, но она идет намного активнее, чем в других странах переходного периода. По причине того, что в Украине есть те, кто успел за последние 25 лет сделать все для того, чтобы укрепить собственные позиции, и затягивал процесс реформ. «Между ними и реформаторами продолжается борьба. Поэтому не стоит удивляться, что процесс реформ подчас является медленным или хаотичным», — добавил посол.
Бумажный оборот остается
Одна из проблем состоит в том, что в Украине взаимодействие органов власти между собой, с гражданами, бизнесом остается неэффективным, процессы забюрократизированы, требуют много ресурсов и создают неудобства для граждан. Это при том, что в 2017 году Украина получила от Эстонии электронную систему, которая способна фундаментально изменить жизнь всей страны. 98% госуслуг через интернет, выборы онлайн и 0% коррупции в сфере госуслуг — так живет Эстония благодаря этой системе уже 16 лет. Главная ее ценность в том, что она обеспечивает обмен данными между электронными государственными реестрами разных госорганов в режиме реального времени. Система внедрена в том или ином виде в 60 странах мира. Также она важна в свете внедрения электронного суда.
Так, осенью 2017 года Эстония передала свою систему X-Road Госагентству по вопросам электронного правительства. После интернет-опроса 2 ноября 2017 года госагентство присвоило украинской версии X-Road название «Трембита». Впрочем, по тем или иным причинам данная система так и не заработала полноценно. В частности, не произошло интеграции реестров.
Экс-член парламента Эстонии и Парламентской ассамблеи Совета Европы, соавтор Основных принципов информационной политики Эстонии Ивар Талло, ныне международный эксперт проекта ЕС «Право-Justice» отметил по этому поводу следующее:
«Помимо высоких юридических материй, наша ежедневная жизнь также важна. И весомой ее частью является диджитализация. Причем она должна быть системной, а не в отдельных компонентах. В частности, очень важной является диджитализация профессии нотариуса. Все попытки, которые предпринимались Украиной в этом направлении, в последнее время заканчивались поражением. У правительства Украины было время для того, чтобы внедрить электронную подпись и инструменты идентификации. Это позволило бы упростить процесс регистрации и так далее.
В последние 3–4 года в Украине внедрялась система «Трембита». Она должна была обеспечить обмен и взаимодействие между разными реестрами, государственными органами и институциями, формирование запросов и получение ответов без бумажного оборота. Особенно важным было внедрение этой или схожей системы для работы нотариусов. В этом плане Министерство юстиции и его региональные офисы должны начать с себя. Минюст частично внедрил такую систему, но остается очень много проблем, и немало процессов остаются на том уровне, который уже не актуален для 21 столетия»
Также И. Талло отметил, что без эффективного внедрения электронной цифровой подписи не сможет заработать Единая судебная информационно-телекоммуникационная система.
Государство должно отдать часть функций частному сектору
О том, как происходит координация процессов реформы, рассказал руководитель проекта ЕС «Право-Justice» Довидас Виткаускас. В частности, по его мнению, государству давно пора хотя бы частично делегировать свои функции частному сектору.
«У государства должна остаться роль регулятора, а функции по предоставлению услуг оно, насколько возможно, передает на аутсорсинг частному сектору. Тут, конечно, общий посыл еще не осознан. К примеру, возникают аргументы о том, что если государство отдаст определенные полномочия частным исполнителям, есть риски с соблюдением этики, ответственностью, ценой и качеством услуг. Однако зачастую именно частный сектор предоставит услугу быстрее, качественнее за лучшую цену для потребителя. Поэтому эту идею нужно продвигать плюс выстраивать эффективное самоуправление как гарантию для того, чтобы государство занималось регулированием, а оказание конкретных услуг передавало частным профессиям.
Мы часто дискутируем с Минюстом и другими государственными органами, как усилить самоуправление и создать баланс между ролью государства как регулятора профессии, фильтра доступа и контроля качества и, с другой стороны, дать возможность частным профессиям саморегулироваться. Здесь мы еще не нашли баланса, поэтому в этом направлении нужно работать», — сказал Д. Виткаускас.
Также он отметил, что одним из аргументов сторон, которые выступают против значительного усиления роли частных профессий, является неразбериха в адвокатуре. «Такие примеры замедляют внедрение стандартов и европейских практик, где роль Минюста и государственных органов существенно меньше, чем в Украине», — добавил эксперт.
Таким образом, проект ЕС работает над тем, чтобы сделать подход к реформе комплексным, а не отрывочным. Впрочем, будет ли реформа успешна, зависит от реальных действий, которые предпринимает украинская власть.