15 октября состоялось учредительное заседание рабочей группы по вопросам развития законодательства по организации судебной власти и осуществления правосудия, которая входит в Комиссию по вопросам правовой реформы. Данная Комиссия, напомним, была сформирована Президентом еще 7 августа и будет нарабатывать законодательные изменения, касающиеся функционирования судебной власти.
На первом заседании члены рабочей группы под председательством ее главы — ректора Национальной школы судей Николая Онищука наметили план работы и договорились о способах коммуникации в формате группы. Предложено, что собираться группа будет с ноября не менее двух раз в месяц, а члены рабочей группы будут параллельно работать еще в составе подгрупп по разным направлениям. Отметим, что первое заседание прошло в отсутствие представителей Верховного Суда, хотя в состав Комиссии по вопросам правовой реформы входят сразу четыре председателя кассационных судов в составе ВС.
Впрочем, первые предложения о том, как проводить судебную реформу и что в ее результате должно получиться, уже поступили рабочей группе.
«Судебно-юридической газете» удалось ознакомиться с частью предложений, которые уже скоро будут обсуждаться на заседаниях рабочей группы и, возможно, Комиссии по вопросам правовой реформы в целом, с последующей передачей наработок Владимиру Зеленскому.
Мировые судьи
Как уже не раз отмечалось, одной из новелл законодательства станет внедрение института мировых судей.
Мировым судьей сможет стать гражданин Украины, достигший 30 лет (но не старше 65 лет), который имеет юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет.
Согласно поступившим предложениям, создание института мировых судей должно обеспечить достижение следующих целей:
- максимальная доступность правосудия гражданам;
- формирование стабильной судебной практики уже на первых этапах осуществления правосудия;
- разгрузка местных судов от большого количества дел.
Выбирать мировых судей на должности предлагается следующими способами: либо путем выборов жителями конкретной территориальной общины, либо их смогут назначать органы местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы.
Размещать мировых судей предлагается по месту нахождения органов местного самоуправления или оборудовать для них места прямо в местных общих судах.
Финансирование мировых судей предложено осуществлять либо путем бюджетных субвенций через местные бюджеты, либо через счета местных судов, либо же через территориальные управления Государственной судебной администрации.
Что касается сроков полномочий, то рассматривается вариант избрания мировых судей сроком на три года, с возможностью повторного переизбрания. В другом варианте предложено выбирать мировых судей на срок действия полномочий органа местного самоуправления или же бессрочно.
Интересно, что мирового судью можно будет отозвать до истечения срока его полномочий.
Что касается полномочий мировых судей, то предложено к их подсудности отнести уголовные дела, за которые не предусмотрено лишение свободы, а также уголовные проступки. Также мировые судьи смогут слушать дела о выдаче судебных приказов, семейные разводы (если между супругами отсутствует спор, который касается детей), дела о разделе совместно нажитого имущества (если цена спора не велика), некоторые виды имущественных споров, дела о защите прав потребителей, а также дела об административных правонарушениях.
Обжаловать решения мировых судей предлагается в местных, а потом и в апелляционных судах. При этом апелляционные суды будут фактически выполнять роль кассационной инстанции и ставить точку в делах, рассмотренных мировыми судьями. Интересно, что среди поступивших в Комиссию по вопросам правовой реформы предложений есть даже идея разработать и принять закон о мировых судьях с соответствующим отдельным процессуальным кодексом. В данном кодексе будет закреплена упрощенная процедура проведения судебных заседаний.
Рассматривать дела мировые судьи будут только единолично.
Зарплату для мировых судей предлагается закрепить на уровне вознаграждения судей местных судов.
Верховный Суд и Большая Палата
В законопроекте №1008, который предусматривает сокращение числа судей ВС с 200 до 100, его кассационные суды предложено преобразовать в палаты — уголовную, гражданскую и хозяйственную.
Кассационный административный суд предложено вовсе вывести из состава Верховного Суда и вместе со всей вертикалью административных судов сделать самостоятельной юрисдикцией, независимой от Верховного Суда.
Верховному Суду предложено вернуть прежнее название кассационной инстанции – Верховный Суд Украины.
Кроме того, предложено провести повторное квалификационное оценивание судей ВС, получивших во время конкурсов негативный вывод от Общественного совета добропорядочности. Это одна из мер, которая, как указано в предложениях, позволит сократить число судей ВС.
Кстати, девять оставшихся судей ВСУ (как и оставшиеся без переводов судьи высших спецсудов), если захотят продолжать карьеру судьи, также должны будут пройти квалификационное оценивание.
Для снижения нагрузки на действующий Верховный Суд предложено ввести новые процессуальные фильтры, например, предложено, что решения о допуске того или иного дела к производству в кассационном суде, должны принимать сами судьи того или иного кассационного суда в коллегиальном составе.
Серьезной реформе может подвергнуться Большая Палата Верховного Суда — ее предложено преобразовать в некий Сенат Верховного Суда, который будет заниматься преимущественно юрисдикционными спорами.
ВККС и Высший совет правосудия
Предлагается дальнейшее расширение роли общественности и международных экспертов в конкурсных процедурах, проводимых Высшей квалификационной комиссией судей.
Также с помощью общественности и иностранных представителей предлагается проводить отбор членов ВККС и ВСП.
Первая и апелляционные инстанции
Предложено отказаться от укрупнения судов первой инстанции, а также распрощаться с начатым при прошлом президенте процессом создания окружных судов.
Основное судопроизводство будет проходить в мировых судах, судах первой инстанции и в апелляционных судах. Штатное расписание судов указанных инстанций предложено пересмотреть.
Для снижения нагрузки на суды большое внимание будет уделено развитию альтернативных способов урегулирования споров.
Интересно, что среди предложений есть даже идея сделать базовый оклад судей местных административных судов сразу на уровне судей общих апелляционных судов.
Судьи в отставке
Предлагается разработать механизм добровольного отзыва судей, уволившихся ранее в отставку, чтобы они могли вернуться на свои прежние должности.
Дисциплинарные взыскания
Есть также предложения расширить количество дисциплинарных взысканий для судей. В частности, выдвинута идея по снижению уровня вознаграждения судьи в дисциплинарных целях, временный перевод в суд нижестоящей инстанции и т. д.
Конституционный Суд
Поскольку КСУ нередко рассматривает конституционные представления и конституционные жалобы годами, вследствие чего они теряют актуальность, то предложено на законодательном уровне закрепить сроки их рассмотрения, а также ответственность за нарушение сроков.
Отметим, что пока что непонятно, что конкретно из вышеперечисленного будет поддержано на заседаниях рабочей группы, а потом и Комиссии по вопросам правовой реформы. Предложения рабочей группе продолжают поступать, а значит, вполне возможно, еще будут жаркие дискуссии по тем или иным предложениям.