В ходе заседания Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности 13 ноября было принято решение отложить вступление в силу закона об уголовных проступках. Вместе с тем, разгорелась достаточно жесткая дискуссия относительно даты, когда же этот закон должен вступить в силу, а также того, кто виноват, что институт проступков нельзя будет запустить, как это было запланировано.
Как известно, с 1 января 2020 года должен вступить в силу закон об уголовных проступках.
«Этот институт коснется десятков и сотен наших граждан, уголовных производств. К этому времени все правоохранительные органы должны были подготовиться. Но, к сожалению, на прошлой неделе мы проводили комитетские слушания и обнаружили, что целый ряд правоохранительных органов оказались не готовы к этому. В частности, абсолютно не готово к внедрению этого института Государственное бюро расследований, и мы будем делать из этого соответствующие выводы. В связи с этим необходимо рассмотреть законопроект №2155 об отсрочке вступления в силу закона об уголовных проступках», — отметил глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский в ходе Согласительного совета парламента 11 ноября.
Отметим, что инициатором законопроекта о том, чтобы отложить вступление в силу закона об уголовных проступках — законопроекта 2155 является народный депутат Игорь Фрис.
Как отмечал автор в сравнительной таблице, закон об уголовных проступках следует ввести в действие с 1 января 2021 года. Впрочем, в ходе заседания Комитета эта дата была изменена.
Так, Министерство юстиции выступило против данного законопроекта в принципе, считая, что закон должен быть внедрен с 1 января 2020 года.
Однако представитель ГПУ заявил, что правоохранительные органы не готовы к этому технически.
Так, в ходе заседания Комитета заместитель Генерального прокурора Виктор Чумак отметил, что после обсуждения технической возможности начала работы по закону об уголовных проступках было обнаружено следующее: «На данный момент не готово программное обеспечение, которое позволяет корректно работать в этой части Единому реестру досудебных расследований. Чтобы оно начало работать, нужно всем правоохранительным органам видеть структуру органов дознания, количество подразделений и должностных лиц, которые будут работать по уголовным проступкам, их полномочия. На сегодня этой информации нет ни у Национальной полиции, ни у ГБР», — отметил Виктор Чумак.
«Даже если попытаться сделать это в «турборежиме», мы попадаем в рамки Бюджетного кодекса и не сможем провести тендерные процедуры для обеспечения внедрения программного продукта по ЕРДР. К тому же с 1 января 2020 года начнет работать Офис Генерального прокурора, и только тогда мы начнем формировать тендерные органы», — добавил он. По слова Виктора Чумака, тендеры нельзя будет начать раньше февраля 2020 года, и, соответственно, работа органов дознания по уголовным проступкам не сможет начаться ранее 1 июля 2020 года.
Что вкладывается в этот срок? С 1 марта могут объективно начаться тендерные процедуры для соответствующего программного обеспечения, на них дается два месяца. Также необходимо время, чтобы осуществить соответствующие работы и тестирование программного продукта.
В свою очередь, представитель Национальной полиции Украины на заседании Комитета сообщил, что Нацполиция полностью готова и очень ждет внедрения закона об уголовных проступках. Однако необходимо завершить обучение дознателей.
Члены Комитета поинтересовались, почему в ГБР до сих пор не созданы соответствующие подразделения.
Директор Государственного бюро расследований Роман Труба ответил: «На данный момент ГБР не имеет технической возможности внедрить институт уголовных проступков, поскольку должности в ГБР наперед определены законом. То есть мы не можем говорить о внедрении с 1 января и выполнении закона в этой части. Только после внесения изменений в закон о ГБР мы сможем просчитать необходимое время для запуска соответствующих подразделений и изменения штатного расписания. Но я уверяю, что задержки за ГБР не будет».
По его словам, эта ситуация возникла потому, что из законопроекта, которым ранее внесли изменения в работу ГБР, «выпали» соответствующие нормы.
Итак, Комитет поддержал предложение отложить внедрение института уголовных проступков до 1 июля 2020 года — под ответственность Генеральной прокуратуры. За это предложение проголосовал 21 член Комитета.