Как известно, народные депутаты раздумывают над тем, чтобы работать дистанционно. А именно, голосовать за законы из дому или из другого безопасного места.
Помимо вопросов о наличии в принципе информационно защищенной системы для такого голосования и ее соответствия нормам, например, наличие КСЗИ (комплексной системы защиты информации), гарантий, что голосование не будет искривлено или подтасовано и прочего, есть вопрос о соответствии дистанционной работы нормам Конституции Украины.
Более того, поскольку перед парламентом могут поставить важнейший вопрос – о передаче рычагов управления государством из одних рук в другие, соблюдение процедуры голосования может стать решающим.
Отметим, что в истории Украины было два случая, когда Верховная Рада собралась не на Грушевского, 5, а вне сессионного зала.
Так, в январе 2000 года пленарная сессия прошла в «Украинском доме». 21 января 2000 года народные депутаты приняли два постановления «О внесении изменений в регламент Верховной рады» и «О форме и порядке голосования на заседании Верховной рады 21 января 2000 года».
Вице-спикер Виктор Медведчук вел заседание 21 января на основании постановления ВР «Об отстранении от ведения пленарных заседании 20-21 января председателя Верховной рады А. Ткаченко и первого заместителя главы Верховной рады А. Мартынюка». Данный документ был утвержден не в ходе открытого голосования в сессионном зале, а путем сбора 238 подписей народных депутатов.
Во время заседания в «Украинском доме» народные депутаты избрали новым спикером Ивана Плюща, а первым вице-спикером — Виктора Медведчука. В интересах пропрезидентского большинства тогда же было переизбрано руководство парламентских комитетов. Эти решения представители оппозиции позже оспорили в Конституционном Суде и Генеральной прокуратуре, однако ни одно из них не было отменено.
Второй случай произошел в апреле 2013 года. Так, 2 апреля 2013 года Верховная Рада отказалась назначить выборы Киевского городского головы и депутатов Киевсовета, как того требовала оппозиция. Сразу после этого депутаты из «Батькивщины», «Свободы» и «УДАРа» заблокировали трибуну. 4 апреля депутаты от большинства решили собраться и подумать, как разблокировать работу парламента. Посчитались и решили провести заседание ВР прямо на месте — в помещении комитетов Рады. В оппозиции тогда потребовали от генпрокурора Виктора Пшонки возбудить уголовное дело за захват государственной власти.
Чтобы обезопасить депутатов
Итак, вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук и его брат Николай внесли законопроект под названием «Об основаниях и порядке проведения пленарных заседаний Верховной Рады Украины и заседаний комитетов Верховной Рады Украины в режиме видеоконференции на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» от 20 марта №3250. Текста пока на сайте нет.
Ранее глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия сообщил, что в понедельник 23 марта будет протестировано дистанционное голосование парламента, под которое в Раде уже зарегистрирован законопроект №3250. Таким образом народные депутаты смогут принимать важнейшие законы во время карантина, не подвергая себя риску заразиться от коллег (а такой случай уже в Раде есть, как известно).
Что касается самого автора, Руслана Стефанчука, то он ранее заявил в СМИ, что очень важно не допустить именно в Верховной Раде распространения коронавируса, ведь так может быть парализована работа законодательного органа: «Все-таки 423 депутата, если обнаружат коронавирус, мы парализуем единственный законодательный орган в государстве».
Вместе с тем Руслан Стефанчук не исключает, что в период ограничения будет принят закон о рынке земли.
Еще один немаловажный момент – это возможность появления и принятия закона, который позволит передать полномочия управления государством из одних рук в другие.
Речь идет задаче, поставленной 18 марта Кабмином для Минюста – разработать закон, который позволит передать Президенту полномочия огласить чрезвычайное положение, если Верховная Рада не сможет собраться.
Так, на заседании Кабмина 18 марта премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что Минюст в срочном порядке должен подготовить проект изменений к закону о коронавирусе, которым изменить регламент ВР и КМУ, дав возможность работать дистанционно депутатам и министрам. А также принимать соответствующие решения в удаленном режиме.
Кроме того, Минюсту поручили разработать закон, который должен уполномочить Президента ввести чрезвычайное положение, если Рада не сможет собраться и проголосовать.
Арсен Аваков предложил разработать «древо возможностей»: чтобы была возможность поступать по-разному.
«Да, нужно разработать законопроект, который позволит от одного органа другому передавать полномочия управлять страной», — согласился с ним Денис Шмыгаль.
«Мы не знаем, кто будет завтра заблокирован: Верховная Рада, Кабмин или, не дай Бог, Президент», — добавил Арсен Аваков.
Таким образом, законопроект позволит делегировать часть полномочий для принятия критически необходимых для жизни страны решений от одного органа другому.
«Это решение ни в коем случае не означает узурпацию власти», — отметил Денис Шмыгаль.
Что говорит закон о ЧП
Как известно, на данный момент активно обсуждается вопрос о введении в Украине чрезвычайного положения. Однако оно пока не введено.
Вместе с тем, даже если Верховная Рада проголосует за ЧП, согласно профильному закону «О правом режиме чрезвычайного положения», она обязана будет работать в пленарном режиме. Это прямо записано в статье 12 указанного закона:
«Стаття 12. Діяльність Верховної Ради України в умовах надзвичайного стану
У разі введення надзвичайного стану в Україні чи в окремих її місцевостях Верховна Рада України приймає рішення про продовження сесії або її роботи в пленарних засіданнях протягом усього періоду дії надзвичайного стану.
Якщо Указ Президента України про введення надзвичайного стану на всій території України чи в окремих її місцевостях виданий у міжсесійний період, Верховна Рада України збирається у дводенний строк без скликання і працює у сесійному режимі.
Керівники органів державної влади та органів місцевого самоврядування, підприємств, установ і організацій усіх форм власності зобов’язані сприяти негайному прибуттю народних депутатів України на засідання Верховної Ради України та здійсненню їх повноважень.
У разі закінчення строку повноважень Верховної Ради України під час дії надзвичайного стану її повноваження продовжуються до дня першого засідання першої сесії Верховної Ради України, обраної після скасування надзвичайного стану».
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона «О Регламенте Верховной Рады», в случае введения чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада собирается на внеочередную сессию не позднее чем в двухдневный срок без созыва и работает до отмены военного или чрезвычайного положения.
Председатель Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия – первый заместитель или заместитель председателя ВР, исполняющий обязанности председателя ВР, определяет место и время проведения заседания Верховной Рады, о чем срочно сообщается народным депутатам.
Чем может грозить попытка назвать пленарным заседание в режиме телефонной или видеоконференции? Безусловно, тем, что впоследствии все, что примет Верховная Рада, будет подвергнуто сомнению в судах.
О Конституции
Конституция Украины устанавливает четкие требования к работе Верховной Рады Украины как единого органа законодательной власти в Украине.
Так, согласно этим требованиям:
1. Верховная Рада Украины работает сессионно (ст. 82)
2. Заседание Верховной Рады Украины проводятся открыто (ч. 1 ст. 84)
3. Решение Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования (ч. 2 ст. 84)
4. Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично (ст. 84).
Здесь ключевым является толкование понятий «пленарное заседание» и «личное голосование».
По этому поводу у Конституционного Суда Украины есть целый ряд решений.
«Пленарні засідання – основна форма діяльності Верховної Ради України як єдиного органу законодавчої влади під час її сесій. Це – регулярні зібрання народних депутатів України у визначений час і у визначеному місці, що проводяться за встановленою процедурою. На них розглядаються питання, віднесені Конституцією України до повноважень Верховної Ради України, і приймаються відповідні рішення з цих питань шляхом голосування народних депутатів України.
Отже, сесії і засідання Верховної Ради України не є органами і тому не можуть мати власних повноважень. У зв’язку з цим питання про повноважність сесії чи засідання Верховної Ради України з юридичної точки зору змістовно збігається з питанням про повноважність Верховної Ради України при прийнятті того чи іншого рішення на її пленарному засіданні під час певної сесії» (Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно официального толкования положений статей 75, 82, 84, 91, 104 Конституции Украины (относительно полномочности Верховной Рады Украины от 17 октября 2002 №17-рп/2002).
Согласно со ст. 47 Закона о Регламенте ВР, Верховная Рада принимает решения исключительно на пленарных заседаниях.
Решения принимаются путем открытого поименного голосования.
Часть 3 ст. 47 определяет, что такое личное голосование:
«3. Голосування здійснюється народним депутатом особисто за допомогою електронної системи шляхом голосування «за», «проти» або «утримався» в залі засідань Верховної Ради або у визначеному для таємного голосування місці біля залу для пленарних засідань».
Согласно позиции Конституционного Суда Украины, изложенной в Выводе по делу по конституционному обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в статью 81 Конституции (относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины) (№1027) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины:
«Припис частини третьої статті 84 Конституції України стосовно особистого голосування на засіданнях Верховної Ради України є юридичним імперативом, тобто беззастережною, категоричною вимогою для народного депутата України, оскільки представник народу в парламенті має здійснювати свої повноваження особисто. Порушення цієї вимоги є спотворенням сутності представницької демократії. Дія народного депутата України всупереч такій вимозі, безсумнівно, повинна спричиняти його відповідальність як особи, яка вдалася до порушення зазначеного імперативу».
Таким образом, возникает немало вопросов относительно допустимости и конституционности голосования через дистанционную систему за ключевые для судьбы государства решения.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.