«Судебные решения сложно проверить на подлинность»: как ГСА повлияла на идею Минюста возобновить госрегистраторов

13:25, 5 мая 2020
Нет нормального взаимодействия реестров, а с проверкой на подлинность судебных решений - проблемы: почему Минюст может воскресить Государственную регистрационную службу.
«Судебные решения сложно проверить на подлинность»: как ГСА повлияла на идею Минюста возобновить госрегистраторов
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Facebook и Telegram.

В Министерстве юстиции считают необходимым вернуть в перечень субъектов госрегистрации органы юстиции. По сути, это может означать частичное «воскрешение» Государственной регистрационной службы, ликвидированной в 2015 году.

Одна из причин - до сих пор не отлаженный механизм взаимодействия между государственными реестрами, в том числе, с Реестром судебных решений (ЕГРСР). Ответственной за проблему отсутствия нормального обмена данными с ЕГРСР министр юстиции Денис Малюська назвал ГСА. 

Напомним, что не так давно на заседании Высшего совета правосудии во время отчета главы Государственной судебной администрации (ГСА) Зеновия Холоднюка была озвучена информация о результатах аудита готовности Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), который показал, что целые подсистемы и модули информационно-телекоммуникационной системы не были не то, что не готовы к работе, а даже не были разработаны, либо существовали в версиях, существующих до разработки ЕСИТС. Например, модуль «Единый государственный реестр исполнительных документов» не был разработан даже в макетной версии, также как и модуль «Автоматизированное взаимодействие с другими автоматизированными системами».

На днях в ходе онлайн-общения с юридическим сообществом, организованным АЮУ, отвечая на вопрос, когда же будет запущен полноценный обмен данными между реестром прав на недвижимое имущество, реестром юридических лиц и реестром судебных решений, министр юстиции Денис Малюська отметил следующее.

«История с электронным судопроизводством длится уже много лет. Даже когда я только начинал интересоваться этим вопросом, лет 5 назад, ГСА уже имела закупленное «железо» для использования в системе. Когда оно заработает, мне неизвестно, это тянется годами, и мне сложно сказать, когда это закончится.

Нормальное взаимодействие нам важно, поскольку подделка судебных решений это один из механизмов рейдерства. Подделывают часто решения, которые еще не внесены в Единый реестр судебных решений. Или подделывают с другими фамилиями. Физически решение в реестре есть, но в реальности там другие фамилии, а не те, которые показывают регистратору.

Плюс, у нас есть проблема с регистрационными действиями на основании судебных решений. Какой регистратор будет добровольно накладывать арест на основании судебного решения, если никто за это не заплатит и существует потенциальная ответственность, даже если все сделать правильно?

Некоторые документы прямо нам сдают, чтобы мы вписывали аресты в эти реестры, но это не функционал Минюста.

Особенно сейчас, на период карантина, внесение различных арестов, наложенных судами, это почти трагическая история.

Скорее всего, мы будем предлагать создать определенное количество регистраторов в системе Министерства юстиции, чтобы выполнять регистрационные действия на основании судебных решений. Эта идея сейчас обсуждается. Потому что бесплатно брать на себя обязанности и потом иметь сложности с допросами далеко не каждый регистратор готов.

Кроме того, это поможет нам внедрять антирейдерские меры, чтобы иметь возможность проверить, оригинальное ли это решение или поддельное.

Но электронное взаимодействие будет зависеть от того, насколько быстро ГСА запустит свой софт в эксплуатацию», - подчеркнул Денис Малюська.

Не только ГСА

Однако на практике проблема не только в ЕСИТС и ответственной за ее запуск ГСА, но и в том, что каждый реестр в Украине живет собственной жизнью.

Ранее была проведена техническая оценка реестров, держателем которых является Минюст. Было констатировано, что ГП «Национальные информационные системы» (НАИС) ведет 22 реестра, которые были созданы в разные периоды времени и основаны на различных подходах, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнес-процессов. «Кажется, что каждый реестр живет собственной жизнью. В Минюсте нет стратегии развития реестров и услуг, которая позволила бы максимально использовать потенциал данных. Разработка реестров часто происходит в спешке и без учета широкой картины. Обмен данными и максимальное повторное использование уже собранных данных существуют на бумаге, но не в реальной жизни. Нотариусы и представители других юридических профессий чувствуют это в своей ежедневной работе. Они имеют доступ к различным государственным системам и могут использовать данные, поэтому кажется, что все в порядке, но это не так. То, что людям приходится хранить различные идентификационные ключи и входить отдельно в каждую систему, делать распечатки, вводить полученную информацию в другую систему и т. д., показывает, что до оптимизации бизнес-процессов еще далеко. Это четко свидетельствует об отсутствии системного подхода к реестрам и регистрации», - отмечалось в оценке.

Законопроект

Напомним, что идея о возвращении органов юстиции в систему регистрации уже звучала в начале февраля.

Так, замминистра юстиции по вопросам государственной регистрации Ольга Онищук тогда отметила: «Мы осознаем дефицит в нотариате. Государственные регистраторы органов местного самоуправления не всегда готовы оперативно выполнять государственные шаги, которые нужно сделать немедленно.

Например, сегодня есть проблема с регистрацией на основании судебных решений, есть проблема с онлайн-домом юстиции».

Законопроектом КМУ № 2803 о внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с упорядочением деятельности в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, который был зарегистрирован в Верховной Раде, но затем отозван в связи с отставкой премьера Гончарука, к перечню субъектов государственной регистрации снова добавлялись органы юстиции.

Пока данная идея заново не внесена в Раду.

Напомним также, что Президент была отмечена необходимость скорейшего перевода части регистрационных услуг в электронную форму, в частности создания условий для проведения регистрационных действий на основании судебных решений в электронной форме и заявлений, поданных в электронной форме через личный кабинет заявителя, при условии его идентификации с помощью квалифицированной электронной цифровой подписи или других альтернативных источников его идентификации.

Что еще в планах Минюста

Также Министру задали вопрос о том, когда полноценно запустят «Трембиту» и доступ к реестрам для частных исполнителей, нотариусов и адвокатов.

«Мы планируем до конца июня запускать новый ЕГР и, скорее всего, в мае будет тестовый доступ к реестру

В чем была проблема? Не получалось провести нормальную миграцию данных из старого реестра в новый. Сейчас это получилось.

В новом реестре не только будет лучше реструктуризация данных, но мы там добавим много функционала, которого сейчас нет.

Сейчас регистрация ООО происходит не путем взаимодействия с ЕГР, а с рабочим местом регистратора, а регистратор потом уже вручную вносит данные.

Это блокировало нормальную работу системы регистрации

По идее, должно все заработать гораздо лучше, и регистрации ООО, и ФЛП», - подчеркнул министр.

Также Минюст планирует внедрение регистрации некоторых действий без участия регистратора.

«Условно поменять номер телефона в ЕГР или электронный адрес - для этого регистратор не нужен. Какие-то первичные регистрационные действия можно будет осуществить самостоятельно», - отметил Малюська.

Что касается юридических профессий, первыми «испытателями» нововведений, по словам министра, станут нотариусы и арбитражные управляющие.

«Подтягивание данных из реестра, сохранение данных в электронном формате.

Определенные элементы электронного нотариата и электронный кабинет для арбитражного управляющего Минюст планирует запустить до конца года.

Также на основании Трембиты мы будем строить систему электронного нотариата.

В следующем году история будет гораздо интереснее», - подчеркнул министр.

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, когда заработает закон о финансовом мониторинге для адвокатских объединений и других субъектов.

Кроме того, мы писали, что сменить телефон или электронный адрес юрлица без обращения к регистратору: что в планах у Минюста.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Коваленко
    Інна Коваленко
    суддя Дніпровського районного суду міста Києва