Министерство юстиции подготовило законопроект, которым предлагается переосмысление исполнительного производства в Украине под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно принудительного исполнения судебных решений и решений других органов». По поводу этого документа уже вторую неделю идут баталии между Минюстом и частными исполнителями. По их мнению, документ не решает существующих проблем, усиливает роль Минюста и усугубляет положение должника.
«Минюст планирует сосредоточить в одних руках функций по подготовке, дисциплинарному контролю и повышению квалификации частных исполнителей, ввести новые виды контроля и проверок», - отмечается в обращении частных исполнителей на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля.
Кратко суть проекта на платформе Проекта ЕС «Право-Justice» описал Александр Олейник, директор Директората правосудия и уголовной юстиции Министерства юстиции Украины.
«Мы предлагаем изменения, направленные на повышение эффективности деятельности частных исполнителей, предотвращение злоупотребления сторонами своими процессуальными правами в исполнительном производстве, диджитализацию, изменение порядка реализации арестованного имущества. А также ряд технических изменений, связанных с приведением в соответствие с новыми законодательными актами», - отметил он.
Для кандидатов в частные исполнители введут стажировку и обучение
Так, Минюст предлагает внедрить начальную подготовку частного исполнителя – обучение и стажировку кандидата в частные исполнители после успешной сдачи квалификационного экзамена. Также предусмотрено сокращение срока для возможности повторной сдачи квалифэкзамена. И внедрение возможности осуществлять деятельность для частных исполнителей в форме бюро или объединения.
Кроме того, предлагается внедрить единый подход к взысканию исполнительного сбора и основного вознаграждения для частного исполнителя. В частности, предлагается урегулировать вопрос взыскания в статье 27 закона об исполнительном производстве. А именно определить перечень случаев, когда основное вознаграждение частных исполнителей не взыскивается.
Минюст также решил «усовершенствовать» порядок осуществление проверок частного исполнителя и привлечения к дисциплинарной ответственности. Это одно из наиболее дискуссионных предложений.
Также в проекте предлагается определить порядок возобновления деятельности частного исполнителя (ст. 45-1) и порядок взыскания средств с одного должника разными исполнителями (ст. 30)
Изменения в кодексы
Для того, чтобы противодействовать злоупотреблению сторонами своими процессуальными правами в исполнительном производстве, проектом усовершенствуются положения процессуальных кодексов.
В частности, предусматривается обязанность суда применять встречное обеспечение в случае принятия судебного решения об обеспечении иска путем приостановлении взыскания на основании исполнительного документа или приостановления выполнения исполнительных действий исполнителем.
Кроме того, изменениями в Уголовный кодекс внедряется уголовная ответственность за вмешательство в деятельность частных и государственных исполнителей, угрозу насилием или умышленное уничтожение и повреждение имущества государственного или частного исполнителя, а также посягательство на их жизнь.
«Внедрение такой ответственности будет не только предохранять стороны от злоупотребления правами, но и будет мотивировать исполнителей, поскольку они будут чувствовать себя более защищенными», - отметил Александр Олейник.
Запрет выезда за границу
Для определения единого подхода к начислению задолженности по алиментам для должника, который является физическим лицом-предпринимателем на упрощенной системе налогообложения или является лицом, которое проводит независимую профессиональную деятельность, проектом закона предлагаются изменения в статью 195 Семейного кодекса, которые позволят предотвратить злоупотребления путем сокрытия дохода.
Кроме того, усовершенствуется порядок применения к должникам ограничения в виде запрета временного выезда за границу. Предлагается дополнить закон об исполнительном производстве статьей 36-1, которой предусмотреть запрет на выезд за пределы Украины по постановлению исполнителя. Причем, как государственного, так и частного.
Также вводится обеспечение дополнительных мер принудительного выполнения решений об установлении свиданий с ребенком, решений об устранении преград в свидании с ребенком.
В частности, предусмотрено, что после установления факта повторного невыполнения решения должником, госисполнитель выносит постановление об установлении временного ограничении должника в праве выезда за пределы Украины, и при каждом последующем невыполнении решения государственный исполнитель выносит постановление о наложении на должника штрафа в удвоенном размере.
Автоматизированный арест средств должника по всем категориям решений
Для сокращения сроков выполнения судебных решений предлагается распространить автоматизированный арест средств должника не только по исполнительным производствам о взыскании алиментов, но и по всем категориям решений – что, по мнению Минюста, будет способствовать фактическому выполнению решений. Идет речь о статье 8 закона об исполнительном производстве.
Предлагается также с этой целью усовершенствовать взаимодействие частных исполнителей, ГИС с госорганами, банками и другими финансовыми учреждениями через автоматизированную систему исполнительного производства.
Реализация арестованного имущества
Для усовершенствования порядка реализации арестованного имущества изменения в статью 61 закона об исполнительном производстве предусматривают, что нереализованное имущество, конфискованное по решению суда, выставляется на повторные электронные торги, по цене, не меньшей, чем сумма общегосударственных налогов и сборов, которая согласно Налоговому кодексу Украины подлежит уплате при операциях по реализации такого имущества.
Параллельно рассматривается возможность внести изменения в Налоговый кодекс и уменьшить эти налоги при повторной продаже, чтобы данное имущество все-таки можно было продать, отметил Александр Олейник.
Кроме того, в проекте закона планируется усовершенствовать законодательство по результатам мониторинга действующего законодательства.
Так, положения предусматривают устранение коллизий, а также установление единой процедуры обжалования действий исполнителей (определение круга субъектов, сроков и пр.) в 339 и 341 ХПК, 447 и 449 ГПК, а также 287 КАСУ.
Законопроект предусматривает определение четкой процедуры выполнения решения обязывающего характера, а также установление процедуры истребования и передачи имущества взыскателю.
Так, изменения предусматривают право взыскателя обратиться повторно к исполнителю с заявлением о возобновлении исполнительного производства в случае, если после фактического выполнения решения должник осуществил действия, вследствие которых решение не может считаться невыполненным.
Также проектом предлагается установить срок совершения исполнителем исполнительных действий в случае невыполнения должником без уважительных причин решения, которое не может быть выполнено без участия должника.
Кроме того, устанавливается порядок выполнения решений об обязывании государственного органа осуществить начисление или перерасчет и выплату средств в случае, если такое решение выполнено должником частично и предоставлено уведомление о сумме средств, которая подлежит выплате взыскателю по судебному решению.
Проектом закона определено, что такое исполнительное производство подлежит завершению, а исполнительный документ пересылается органу, который осуществляет казначейское обслуживание бюджетных средств для выплаты согласно закону о гарантиях государства относительно выполнения судебных решений (статьи 60, 61 закона об ИП).
Усовершенствование единого реестра должников
Изменения также направлены на внесение в реестр должников по решениям обязывающего характера, определение порядка исключения должников из реестра в случае, если исполнительный документ находится на выполнении повторно (статья 9 закона об ИП)
Кроме того, проектом вносятся уточняющие изменения в законы о нотариате, об ипотеке и о судебном сборе.
Так, нормы статей 89, 91 закона о нотариате предлагается согласовать с нормами закона об ИП в части требований к исполнительной надписи нотариуса и сроков его предъявления к принудительному выполнению.
С целью реализации ипотекодержателем права на удовлетворение определенных договором требований, предложены изменения в статью 37 закона об ипотеке, которыми предусмотрено, что в случае, если размер основного обязательства превышает стоимость предмета ипотеки, определенной субъектом оценочной деятельности, ипотекодержатель имеет право обратиться в суд за взысканием разницы между стоимостью предмета ипотеки и размером обеспеченных требований.
Изменениями в статью 43 этого закона усовершенствуется подготовка к проведению публичных торгов и предусматривается публикация сообщения о торгах на собственном сайте организатора электронных торгов, а не в средствах массовой информации местного значения, как это сейчас, отметил Александр Олейник.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.