Как сообщил перед Новым годом Офис Владимира Зеленского, Комиссия по вопросам правовой реформы с привлечением представителей экспертной среды (как утверждает ОП, в том числе и представителей Верховного Суда и Высшего совета правосудия) подготовила и отдала Президенту Стратегию устойчивого развития судебной системы на 2021-2025 годы.
Стратегия предлагает пути решения пяти основных блоков вопросов, связанных с реформированием системы правосудия.
В частности, один из блоков касается «улучшения механизмов доступа граждан к правосудию». Для этого предлагается провести аудит системы местных судов, по результатам которого пересмотреть их сеть с учетом административно-территориальной реформы, экономической обоснованности и спроса на судебные услуги.
Справедливости ради стоит отметить, что в концепции не прописано, кто, собственно, должен такой аудит проводить, откуда возьмутся на него средства, хотя аудит системы правосудия - это затратное мероприятие.
Итак, первый блок называется «Реорганизация местных судов (новая судебная карта)».
По данным «Судебно-юридической газеты», он предусматривает несколько этапов. На первом этапе авторы фактически предлагают закончить процесс оптимизации местных судов, который был начат еще Петром Порошенко, но так и не закончен на практике.
Затем предлагается провести вышеупомянутый аудит и посчитать, сколько судей и судов необходимо в Украине.
Далее авторы Стратегии предлагают разделить местные суды на гражданские и уголовные.
Заключительным шагом станет объединение на уровне области в один апелляционный суд апелляционных судов хозяйственной, административной и общей специализации.
В целом, данные этапы в Стратегии описаны так:
- пересмотр сети местных судов с учетом административно-территориальной реформы, экономической обоснованности и учета спроса на судебные услуги. На первом этапе объединения местных судов еще будет сохраняться возможность осуществления ими правосудия по месту нахождения существующих ныне местных судов и обеспечение в дальнейшем оптимальных условий доступа к правосудию для членов соответствующих территориальных общин;
- проведение всестороннего аудита системы местных судов с целью определения проблем и недостатков ее функционирования;
- разработка на основании выводов аудита плана пересмотра сети местных судов с учетом основных критериев. А именно: количество дел и нагрузка на судью; количество судей; расходы на содержание каждого суда (на душу населения, на дело и т. п.); демографическая ситуация в конкретном городе/регионе, учитывая данные о миграции; расстояние между зданиями суда; состояние помещений/инфраструктуры, расходы на жилье; взаимосвязь с правоохранительными органами (участками полиции, прокуратуры и тому подобное);
- внедрение методики определения количества судей в судах и типовых стандартов нагрузки работников судов с учетом требований процессуального законодательства и других объективных факторов (которые должны отражать критерии для расчета оптимального количества судей в судах, а также сроки, в пределах которых исчисляется оптимальное количество штатных должностей судей);
- рассмотрение, после создания новой сети судов первой инстанции и в зависимости от эффективности работы сети, возможности постепенной оптимизации системы местных судов путем их разделения на суды гражданской и суды уголовной специализации путем создания окружных уголовных судов для рассмотрения дел, требующих коллегиального рассмотрения и региональных уголовных судов (структурных подразделений окружных судов в регионах), или соответствующих уголовных палат в местных судах для рассмотрения всех других дел единоличным составом суда, а также создание института мирового судьи и суда присяжных;
- в перспективе изучение вопроса о введении возможности дальнейшего постепенного перехода (после решения проблем комплектования и сети апелляционных судов) к модели: одна область (соответствующая современной области административно-территориальная единица) – один апелляционный суд, который будет действовать в составе палат по рассмотрению уголовных, гражданских, административных и хозяйственных дел.
Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что в Высшем совете правосудия также создали свою собственную группу для работы над судебной реформой. Впрочем, пока неясно, как ее деятельность будет соотноситься с работой Комиссии при Президенте.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.