Как известно, на сайте Президента Зеленского есть немало петиций, в которых заявители просят разрешить мужчинам выезд за границу при определенных условиях. На одну из них – набравшую более 27 тысяч голосов – Владимир Зеленский уже даже ответил, поручив правительству рассмотреть соответствующий вопрос.
«Отмену указанных ограничений предполагается осуществить после завершения действия правового режима военного положения», - говорится в ответе Президента. Еще раньше Зеленский сказал, что подобные петиции «не к нему», а к родителям юношей, которые гибнут, защищая Украину.
В свою очередь, советник главы ОП Алексей Арестович в начале июня рассказал, что вопрос «сдвинулся с мертвой точки».
Кроме того, Европейская бизнес-ассоциация ранее заявила, что ограничения на выезд мешают ведению бизнеса и восстановлению страны.
Затем в Кабмине отметили, что могут разрешить краткосрочный - до недели - выезд ИТ-специалистам.
В последнее время в Верховной Раде начали появляться законопроекты с тем, чтобы разрешить мужчинам выезд при определенных условиях.
Так, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект 7484 от 22.06 «О внесении изменений в Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и Закон Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» (авторы - Михаил Лаба, Анатолий Остапенко, Алексей Кузнецов).
Предлагается записать общее правило, что гражданам Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет запрещен выезд за пределы Украины во время действия военного положения в Украине.
Но - предусмотреть исключения.
Так, мужчины смогут выехать:
1) они подпадают под нормы абзацев 3-13 ч. 1 и абзаца 2 ч. 3 статьи 23 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизацию».
2) право выезда за пределы Украины во время действия военного положения может быть предоставлено лицам, определенным Кабинетом Министров.
А это значит, что, помимо лиц, которым даст разрешение Кабмин, право выехать за границу законодательно закрепят для тех, кто относится к следующим категориям лиц:
- соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, ассистенты-стажеры, аспиранты и докторанты, обучающиеся по дневной или дуальной формам получения образования (абзац 2 ч. 3 статьи 23 Закона)
- признанные в установленном порядке лицами с инвалидностью или в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к воинской службе по состоянию здоровья на срок до 6 месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии);
- женщины и мужчины, на содержании которых находятся трое и более детей младше 18 лет;
- женщины и мужчины, самостоятельно воспитывающие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
- женщины и мужчины, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, воспитывающие ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
- женщины и мужчины, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, воспитывающие ребенка, больного тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития, редкими орфанными заболеваниями и т. д.;
- женщины и мужчины, на содержании которых находится совершеннолетний ребенок, являющийся лицом с инвалидностью I или II группы;
- усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет;
- занятые постоянным уходом за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения нуждаются в постоянном уходе;
- имеющие жену (супругу) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей жены (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы;
- опекуны лица с инвалидностью, признанной судом недееспособным; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью I группы; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью II группы или за лицом, по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требует постоянного ухода, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
- женщины и мужчины, имеющие несовершеннолетнего ребенка (детей) и мужа (жену), проходящего военную службу по одному из видов военной службы, определенных частью шестой статьи 2 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе».
Также авторы предлагают заменить «налоговую милицию», сотрудники которой не подлежали призыву во время мобилизации, на сотрудников Бюро экономической безопасности (БЭБ) - орган, который в 2021 году заменил собой функции налоговой милиции.
Кроме того, предлагается установить, что лица с инвалидностью, а также лица, указанные в абзацах 4-12 части первой статьи 23 и лица, указанные в части 3 статьи 23 Закона о мобилизации (то есть, лица уже освобожденные от призыва), если захотят быть призванными на военную службу по их согласию, то они имеют право проходить военную службу в пределах области в которой зарегистрированы или проживают.
Обоснование авторов
«Вопрос Порядка выезда из Украины граждан мужского пола во время действия военного положения в Украине урегулирован только Указом Президента Украины, а не законами. Поэтому мы предлагаем дополнить Закон «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» новой статьей.
Согласно ст. 23 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации определенной категории граждан, а значит, они не могут быть привлечены к военной службе без добровольного согласия. Таким образом, лицо, имеющее отсрочку от прохождения военной службы, в то же время не имеет возможности уехать за границу для удовлетворения собственных нужд или потребностей своей семьи. Для решения этого вопроса необходимо предоставить возможность выезда из Украины определенным категориям лиц, указанным в статье 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», - отмечают авторы.
Альтернативный проект
Затем, 30 июня, в Верховной Раде появился альтернативный проект 7484-1.
Автор, Георгий Мазурашу, как и в предыдущем проекте предлагает, чтобы право выезда за пределы Украины во время военного положения могло предоставляться лицам, определенным Кабинетом Министров Украины.
Помимо этого, он предлагает, кроме уже существующего перечня в статье 23 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации», добавить, что не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные:
- признаны в установленном порядке в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья сроком до шести месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии), или на более длительный период (если болезнь, по выводам профильных врачей, требует более длительного лечения, или без ограничения срока (если болезнь неизлечима);
- женщины и мужчины, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет, или двое детей в возрасте до 14 лет, или один ребенок в возрасте до 14 лет при установленной беременности женщины, или один ребенок в возрасте до 3 лет;
- Сотрудники Бюро экономической безопасности Украины
Лица с инвалидностью, а также лица, указанные в абзацах 4-12 части первой статьи 23 могут быть призваны на военную службу по их согласию и проходить военную службу в пределах области, в которой зарегистрированы или проживают.
Призыву на военную службу во время мобилизации, на особый период не подлежат также:
- военнообязанные, работающие не менее чем на 1,0 ставку на предприятиях оборонного, агропромышленного комплекса, или на других официально работающих предприятиях, или являющиеся физическими лицами-предпринимателями и не имеющие налоговых задолженностей;
- женщины и мужчины, чьи близкие родственники (муж, жена, сын, дочь, отец, мать, дед, баба или родной (полнородный, неполнородный) брат или сестра) погибли или пропали без вести во время проведения военных операций с целью защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности (антитеррористическая операция, операция объединенных сил, другие)
В Закон Украины «О порядке выезда из Украины и въезде в Украину граждан Украины» предлагается добавить статью 3-1. Согласно с ней:
Гражданам Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет запрещен выезд за пределы Украины во время действия военного положения в Украине, если они работники органов военного управления (органов управления), воинских частей (подразделений), предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Национальной гвардии Украины , Государственной пограничной службы Украины, Национальной полиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины, Государственного бюро расследований, Государственной исполнительной службы Украины, Управления государственной охраны Украины, студенты (курсанты) военных учебных заведений (за исключением служебных командировок или выезда за письменным согласованием руководства соответствующих структур), или если они входят в другие категории, которым в соответствии с законодательством ограничено право на выезд за пределы Украины в этот период.
Граждане Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет имеют право выехать за пределы Украины во время действия военного положения, если они подпадают под нормы абзацев 3-15 части первой и абзаца 2 ч. 3 статьи 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (выше мы перечисляли эти категории, в частности, таким образом разрешение получают соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, ассистенты-стажеры, аспиранты и докторанты, обучающиеся по дневной или дуальной формам получения образования (абзац 2 ч. 3 статьи 23 Закона),
А также смогут выехать лица, если они:
- имеют действующие рабочие (или спортивные) контракты в других странах (или официальное подтверждение о намерении юридических лиц других стран трудоустроить их по прибытию),
- или контракты с заказчиками из других стран сроком на 1 год и более на предоставление ИТ- услуг или консультационных услуг при уплате единого налога в Украине;
- имеют или имели ранее рабочие визы в другие страны;
- имеют недвижимость, бизнес (в качестве собственников, совладельцев) или вид на постоянное проживание в других странах;
- чьи члены семьи находятся на законных основаниях в других странах;
- являются моряками (капитан, другие лица командного состава, лица судовой команды), имеющие действующие Свидетельства специалиста, выданные в соответствии с Кодексом торгового мореходства Украины;
- являются студентами или поступили в учебные заведения других стран;
- для участия в международных соревнованиях, проводимых признанными в Украине международными федерациями, или государственными структурами или юридическими лицами других стран (по согласованию с государственными структурами, или с международными/национальными федерациями по соответствующим видам спорта);
- для участия в учебно-тренировочном собрании, продолжение тренировочного процесса команд и отдельных учащихся и тренеров детско-юношеских спортивных школ и других государственных/коммунальных учреждений физической культуры и спорта – по приглашению представителей других стран;
- командированы/уполномочены зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством благотворительными или волонтерскими организациями или гражданско-военными администрациями для поездки в другие страны за гуманитарным грузом или транспортным средством для передачи военным подразделениям.
Обоснование автора
«Запропоновано передбачити можливість виїжджати в особливий період за кордон громадянам, які мають в інших країнах нерухомість, бізнес (в якості власників, або співвласників), посвідку на постійне проживання, діючі робочі (або спортивні) контракти, морякам (яких через створені в рідній країні перемони тепер на їх робочих місцях часто замінюють на росіян), іншим категоріям, які через відкриття такої можливості реально приноситимуть незрівняно більше користі вітчизняній економіці (а отже і обороноздатності), ніж перебуваючи в Україні часто без роботи і без можливостей утримувати себе та сім’ї, підтримувати волонтерський рух тощо.
Також передбачена можливість виїжджати за кордон для участі у міжнародних змаганнях, навчально- тренувальних зборах тощо.
Треба бути прагматичними і не ганятися за кількісними мобілізаційними показниками, не обмежувати незалученим до виконання військових завдань громадянам (крім певних категорій) можливість виїжджати за кордон (частіше – на заробітки), бо нам варто працювати на комплексну результативність.
Для держави краще, коли армію будуть поповнювати добре вмотивовані, готові фізично і морально до захисту Вітчизни зі зброєю в руках громадяни, а інші щоби не тікали і не ховались, а працювали в рідній країні (якщо є відповідні робочі вакансії), або за кордоном – на зміцнення економіки, а отже і на підвищення обороноздатності. Причому коли громадянам повернуть можливість вільно залишати межі України (тобто держава підкреслить повагу і довіру), це, як свідчать чисельні публічні висловлювання, у більшості випадків викликатиме у людей додаткові позитивні емоції щодо рідної країни та бажання ще суттєвіше підтримати економіку України та найсміливіших патріотів, які, ризикуючи здоров’ям і життям, героїчно протистоять рашистській агресії», - пишет Георгий Мазурашу.
Ранее мы также писали о законопроекте 7481, которые касается расширения перечня категорий мужчины, не подлежащих призыву.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.