Сокращение количества местных судов втрое, отдельные конкурсы для «не судей», оценивание с помощью ИИ: что презентовал в Швейцарии Нацсовет по восстановлению Украины

15:50, 5 июля 2022
Как видят дальнейшую судебную реформу в Национальном совете по восстановлению Украины: основные тезисы презентации для европейских партнеров.
Сокращение количества местных судов втрое, отдельные конкурсы для «не судей», оценивание с помощью ИИ: что презентовал в Швейцарии Нацсовет по восстановлению Украины
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Facebook и Telegram.

В ходе конференции, посвященной Плану восстановления Украины, состоявшейся в Лугано (Швейцария) 4-5 июля при участии премьер-министра Дениса Шмыгаля, спикера ВР Руслана Стефанчука, глав европейских правительств и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, были презентованы наработки групп Нацсовета по восстановлению Украины (секретарь - Даниил Гетманцев).

В частности, одна из презентаций касается судебной реформы и сопутствующих реформ (реформы КСУ, адвокатуры, исполнения судебных решений и пр.). В данном материале остановимся на том, что планируют делать с общими и специализированными судами.

Эта часть презентации называется «Справедливый, независимый и доступный суд».

Среди прочего, предлагается закрепить для судей со стажем работы приоритет в карьерном росте и «горизонтальном переводе» (например, назначение из районного суда в областной центр).

Также Нацсовет предлагает ввести квоты (от 10% до 50%) для «не судей», то есть адвокатов и ученых в части возможности претендовать в суды апелляционной и кассационной инстанций, и проводить для них отдельные конкурсы. Напомним, что вследствие судебной реформы 2016 года новый Верховный Суд формировался из судей, представителей адвокатуры и ученой среды.

Кроме того, планируется внедрение искусственного интеллекта в целях определения квалификационного уровня судьи и кандидата в судьи в целях решения вопросов, связанных с судейской карьерой (конкурс (перевод) на должность судьи, повышение квалификации. Оценку соответствия судьи или кандидатов в судьи занимаемой должности предлагается проводить на основании данных, содержащихся в автоматически формируемых досье, путем сравнения количественных и качественных показателей досье с допустимыми модельными показателями.

Ниже приводим выдержки из того, что было передано участникам конференции.

«Судебная реформа является одним из основных показателей для оценки готовности Украины к интеграции с Европейским Союзом.

На данном этапе первоочередной задачей является возобновление деятельности Высшего совета правосудия, без кворума которого невозможно формирование Высшей квалификационной комиссии судей, осуществляющей комплектование судебной системы профессиональными судьями.

Оптимизация местных судов остается актуальным вопросом. На сегодняшний день не завершена процедура ликвидации местных общих и хозяйственных судов, которые подлежали ликвидации согласно указам Президента.

В течение 2021 года рабочая группа при парламентском Комитете по правовой политике продолжила разработку новой сети общих местных судов в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве.

При составлении будущей карты районных судов, помимо других составляющих, за основу была взята необходимость преодоления разноуровневой загруженности судов, оптимизации бюджетных расходов и упорядочения оплаты труда. Так, в районных общих судах с ожидаемым числом судей 3 численность аппарата суда составляет до 6 человек на одного судью, в то время как в более крупных судах это соотношение составляет около 4 сотрудников аппарата на одного судью.

При этом загруженность судей в пределах одной инстанции и подведомственности различается в некоторых инстанциях в 12 раз. Так, в 2021 году в Печерский районный суд г. Киева, где расчетная численность судей составляет 36 судей, де-факто работают 20 судей, поступило 71 782 дела (1 994 дела по расчетной численности судей и 3 589 дел на одного судью де-факто). В Новоднестровский городской суд Черновицкой области, где ожидаемая численность судей составляет 3 судьи, а де-факто судей там 2, в 2021 году поступило 589 дел (196 дел на расчетную численность судей и 294 дела на одного судью де-факто).

Поэтому становится актуальной балансировка нагрузки, которую можно осуществить путем перераспределения существующей сети судов, так как, с одной стороны, государство тратит бюджетные средства на содержание судов с малой загруженностью и, в то же время, не может обеспечить достаточное количество судей в перегруженных судах.

Именно на перераспределение (консолидацию) существующей сети местных судов, в том числе, направлено на создание модели «судейского кабинета», которая будет ориентирована на единый способ определения и сбалансирования не только условий оплаты труда, но и судебной нагрузки.

Кроме того, перераспределение сети местных общих судов по принципу «один районный суд - один район» (там, где это уместно и возможно) с учетом постановления Верховной Рады Украины от 17.07.2020 № 807-IX «О создании и ликвидации районов» не только сэкономит бюджетные средства, но и значительно повысит уровень доверия населения к правосудию, так как нельзя доверять суду, где из-за чрезмерной загруженности судопроизводство длится годами.

Еще одним инновационным направлением, которое повысит качество судебных услуг и доступность правосудия для многих граждан, является развитие электронного правосудия, цифровизация элементов судопроизводства, внедрение Электронного суда и Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы с учетом рекомендаций Европейской комиссии по эффективности правосудия», - отмечают авторы.

В рамках направления «Справедливый, независимый и доступный суд» были выявлены следующие основные проблемы:

– несформированность органов судебной власти, их неправильная работа (дублирование функций, избыточность полномочий, несовершенный механизм привлечения судей к ответственности);

– необходимость преодоления кадрового кризиса в украинской судебной системе;

– необходимость перераспределения существующей сети судов и приближения ее к новому административно-территориальному устройству;

– недостаточное финансирование судебной системы;

– медленное развитие электронного правосудия, проблемы с внедрением электронного суда и ЕСИТС;

– неэффективное использование регулируемых законодательством альтернативных (внесудебных) и досудебных механизмов разрешения споров;

– необходимость введения непосредственного участия граждан в процессе отправления правосудия (суд присяжных, мировые судьи);

– низкий уровень добровольного исполнения судебных решений, ненадлежащее исполнение и неисполнение вступивших в силу судебных решений.

На основе выявленных проблемных областей были согласованы приоритетные задачи и соответствующие меры и сроки их достижения:

– возобновление полноценной работы ВСП и Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

– структурная модернизация и оптимизация органов судебной власти, в том числе проведение комплексной проверки полномочий органов юстиции (Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей Украины, Государственная судебная администрация Украины, Служба судебной охраны, Национальной школы судей и др.) с целью устранения дублирования их функций и обеспечения эффективного использования ресурсов;

– замещение штатных должностей судей в наиболее загруженных судах первой и апелляционной инстанций;

- начало деятельности Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности;

- совершенствование порядка назначения, увольнения и дисциплинарного взыскания судей;

– перераспределение существующей сети общих судов в соответствии с новой административно-территориальной сетью, разработка и принятие соответствующих законопроектов о ликвидации (реорганизации) и образовании местных общих и специализированных судов, в результате чего количество местных общих судов должно быть сокращено не менее чем в три раза;

– подведение итогов размера причиненного ущерба, оценка материальных ресурсов, необходимых для восстановления поврежденных зданий/помещений;

– проектирование типовых проектов «домов правосудия» с учетом передового европейского опыта, строительство новых зданий;

- обеспечение достаточного финансирования судебной системы и решение вопроса оплаты труда работников судов путем внесения соответствующих изменений в законодательство;

– оптимизация судебных расходов, совершенствование порядка администрирования судебных сборов и направление их непосредственно в общий фонд государственного бюджета;

– цифровизация судопроизводства, развитие дистанционного судопроизводства, развитие ЕСИТС;

- проработка вопроса о возможности использования элементов искусственного интеллекта в судопроизводстве;

– совершенствование и расширение использования института суда присяжных, принятие и реализация Закона Украины «О суде присяжных»;

– формирование модели института мировых судей и ее апробация.

В настоящее время подготовлены сводные предложения по:

– формированию эффективной системы судебного управления: ВСП, ВККС

– перераспределению существующей сети местных судов и приведение ее в соответствие с новым административно-территориальным устройством;

разработка и принятие соответствующих законопроектов о ликвидации (реорганизации) и образовании местных общих и специализированных судов по принципу «один районный суд - один район» (там, где это возможно и целесообразно);

- проведению функционального аудита полномочий органов юстиции с целью устранения дублирования функций и уравновешивания компетенций; разработка соответствующих законодательных изменений;

– построение инфраструктуры информационной безопасности и киберзащиты судов и судебных дата-центров; защита конечных точек (персональные компьютеры, ноутбуки пользователей), получение шлюзов информационной безопасности для судов и дата-центров;

- обеспечение централизованного безопасного хранения документов в «судебном облаке» - распределенных центрах обработки данных с возможностью хранения резервных копий информации в публичном облаке;

– разработка Единого государственного реестра исполнительных документов с учетом архитектурных требований для дальнейшего применения технологий анализа «big data»;

– законодательно закрепить право судьи на свободный доступ к информации, содержащейся в государственных реестрах, информационных системах, банках данных и т. п., посредством автоматизированного взаимодействия Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (через кабинет судьи) при осуществлении правосудия;

– изучение и применение лучших мировых практик и опыта внедрения элементов искусственного интеллекта в судопроизводство на основе сотрудничества с донорскими и другими международными организациями;

закрепление в законодательстве категорий дел, которые могут рассматриваться в онлайн-режиме, а также обеспечение доступа к информации (в частности, публичной) исключительно через Единую судебную информационно-телекоммуникационную систему (в частности, веб-портал судебной власти); предотвращение сбора персональных данных с онлайн-сервисов (запрет публикации сведений об участниках дела).

Оптимизация судов

Итак, стоит задача перераспределения существующей сети общих судов в соответствии с новым административно-территориальным устройством и текущими задачами. Дедлайн в рамках этапа до декабря 2022 года.

Риски, связанные с достижением цели:

Постоянно меняющаяся ситуация с территориями, на которых ведутся активные боевые действия, или временно оккупированными территориями/территориями, не находящимися под контролем Украины

Индикатор, измеряющий достижение цели:

Количество местных общих судов сократилось не менее чем в три раза. Минимальное количество судей в суде – 5 судей, нагрузка на одного судью в любом суде не отличается более чем на 30%

Также авторы намерены ликвидировать суды в отдаленных населенных пунктах, материально-техническое обеспечение (восстановление) которых нецелесообразно с финансовой точки зрения. Помещения передать (возмездно/безвозмездно) на баланс территориальных общин для формирования Прозрачных офисов, в том числе с услугой удаленного участия в судебных заседаниях с использованием электронных средств связи.

Использование искусственного интеллекта в судебной системе

  • Использование инструментов ИИ при поиске в Реестрах и при прогнозировании исхода рассмотрения дел
  • Использование искусственного интеллекта в отправлении правосудия
  • Использование искусственного интеллекта для обезличивания текстов судебных решений перед их открытой публикацией
  • Использование искусственного интеллекта для прогнозирования исхода судебного разбирательства по результатам анализа текста иска
  • Внедрение искусственного интеллекта в целях самостоятельного определения квалификационного уровня судьи и кандидата в судьи в целях решения вопросов, связанных с судейской карьерой (конкурс (перевод) на должность судьи, повышение квалификации
  • Оценка соответствия судьи или кандидатов в судьи занимаемой должности будет осуществляться на основании данных, содержащихся в автоматически формируемых досье, путем сравнения количественных и качественных показателей досье с допустимыми модельными показателями.

Конкурс в суды по-новому

  • Проведение конкурса на замещение судейских должностей в апелляционных судах в соответствии с новым порядком
  • Оптимизация процедур назначения судей на должности
  • Разработка проектов законодательных актов о пересмотре порядка назначения судей на должности
  • Все судьи назначаются по результатам конкурса (отбор подлежит отмене) (« All judges are appointed based on the results of the competition (selection to be canceled» - дословно, прим. ред.)
  • Судьи со стажем работы должны иметь приоритет в карьерном росте и «горизонтальном переводе» (например, назначение из районного суда в областной центр)
  • Вводятся квоты (от 10% до 50%) для «НЕ СУДЕЙ» (NON-JUDGES - то есть, адвокатов и ученых - прим. ред.), при этом конкурсные процедуры для них проводятся отдельно от судей (это будет касаться только апелляционной и кассационной инстанций, т. к. соревнования в первой инстанции проводятся только для «НЕ СУДЕЙ»)
  • Все экзамены в рамках конкурсов проходят с минимальным «человеческим» вмешательством

Зарплата аппарата

  • Авторы ставят перед собой задачи, что потребности судов финансируются на 100%.
  • Принят проект закона № 6311 от 16.11.2021 о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в части решения вопроса об оплате труда работников судов.
  • Минимальная заработная плата работника аппарата суда составляет не менее 12 000 гривен. Максимальный размер стимулирующих выплат не превышает 30%.
  • Средства от судебного сбора поступают в общий фонд государственного бюджета

Цифровизация

  • Разработка Единого государственного реестра исполнительных документов;
  • Разработка нового программного обеспечения для Единого государственного реестра судебных решений (с учетом новых возможностей, предусмотренных процессуальными кодексами);
  • Внедрение автоматизированного формирования и ведения судейского дела и кадрового учета судей и работников судов;
  • Внедрение электронного документооборота в Государственной администрации Украины и ее территориальных управлениях;
  • Обеспечение судов средствами информатизации
  • Осуществление процессуального документооборота в общих и специализированных судах;
  • Внедрение автоматизированной системы кадрового учета судей и работников судов; внедрение подсистем аналитики и статистики
  • Как итог, авторы видят, что 10% заявлений подаются в суд в электронном виде (через соответствующий аккаунт)
  • 95% судов оснащены сканерами для заполнения электронного суда. Сканеры позволят переводить материалы дела из распечатки в электронный вид, что позволит получить доступ к материалам дела из электронных кабинетов участников
  • Необходимость законодательного регулирования вопроса расширения возможностей дистанционного правосудия
  • Обеспечение полного доступа судей к информации Единого государственного демографического реестра; подписание соответствующего Протокола для получения судьями информации из Единого государственного демографического реестра

Улучшение работы Высшего антикоррупционного суда

  • Принять решение об увеличении количества судей Высшего антикоррупционного суда и Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда
  • Провести отбор на замещение вакантных судейских должностей в Высшем антикоррупционном суде и Апелляционной палате Высшего антикоррупционного суда с привлечение Общественного совета международных экспертов
  • Разработать и принять законопроект, согласно которому коллегиальное рассмотрение преступлений в ВАКС в первой инстанции будет осуществляться одним судьей, за исключением заседаний по делам об особо тяжких преступлениях.

 Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду