Украина должна подготовить дорожную карту судебной реформы для дальнейшего движения переговоров по вступлению в ЕС. Это предусматривает переговорная рамка, которую 21 июня одобрили для Украины.
Речь идет о дорожной карте для переговорных разделов о верховенстве права (23 – Судебная власть и основополагающие права и 24 – Правосудие, свобода и безопасность).
«Эта дорожная карта будет принята органами власти Украины на основе указаний, которые будут предоставлены в отчетах Еврокомиссии о скрининге и после прозрачного процесса содержательных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество.
Выполнение этой дорожной карты будет постоянно контролироваться и регулярно рассматриваться на межправительственных конференциях на протяжении всего процесса», - говорится в документе.
Также переговорная рамка предусматривает, что прогресс Украины в борьбе с коррупцией, включая результаты расследований и приговоров, будет тщательно отслеживаться.
Кроме того, антикоррупционная политика будет включена во все соответствующие разделы. Соответственно, раздел переговоров не будет временно закрыт, пока не будет введена достаточная антикоррупционная политика в этом конкретном разделе.
При этом, если возникают проблемы при переговорах по отдельным разделам или кластерам, или если необходимо адаптировать их к опыту, приобретенному в ходе текущих переговоров о присоединении, могут быть составлены новые и изменены дорожные карты в зависимости от обстоятельств. Если переговоры охватывают значительный промежуток времени или включить новые элементы, такие как новые acquis, раздел можно просмотреть или открыть заново, а существующие контрольные показатели можно обновить.
Таким образом, требования для Украины могут быть обновлены и дополнены, даже после того, как будет утверждена дорожная карта.
При этом, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в случае какого-либо серьезного или длительного застоя или отката в осуществлении реформ в кластере основ (где идет речь и о судебной реформе) или ситуации, когда прогресс в базовом кластере значительно отстает от прогресса в других сферах, и это приводит к общему дисбалансу переговоров о расширении, и после того, как исчерпает все другие доступные меры, Еврокомиссия может по собственной инициативе или по надлежащему мотивированному запросу государства-члена ЕС предложить отказаться от своих рекомендаций по открытию или закрытию других переговорных кластеров и разделов, пока этот застой, откат или дисбаланс не будут устранены.
Переговоры по кластеру основ (куда входит и судебная реформа) будут начаты первыми и закрыты последними.
Фактически это означает, что перечень шагов, которые должна выполнить Украина по поводу судебной реформы на пути в ЕС, хотя и будет описан в каких-то рамках в дорожной карте, но может расширяться или уточняться – по усмотрению европейских институций. Шаги будут считаться выполненными только при условии, что их одобрят европейские институции. Следовательно, просто факта принятия закона, проведения конкурса, создания или ликвидации определенных судебных органов в рамках судебной реформы может оказаться недостаточно, если так будет казаться европейским институциям. При этом процесс не имеет определенных временных границ, а судебную реформу будут «мониторить» до конца процесса переговоров.
Как отмечают в Офисе вице-премьера по вопросам европейской интеграции Ольги Стефанишиной, учитывая начало скрининга украинского законодательства на соответствие с правовыми нормами Европейского Союза, и дальнейшее утверждение отчета о скрининге странами-членами, Украина начала процесс разработки дорожных карт по вопросам верховенства права и реформы публичного управления, выступающие индикаторами открытия переговорного кластера «Основы».
Напомним, что реформы в Украине также непосредственно привязаны к выделению средств от ЕС по программе Ukraine Facility (в целом это 50 млрд евро к 2027 году, большинство из которых – в форме кредитов, то есть Украина должна будет возвращать деньги).
За каждый комплекс шагов ЕС будет выделять средства, а за выполнением Украиной эти требования будут следить специально созданный Аудиторский совет в Брюсселе, который сможет проводить ревизию в Украине. Не выполнили реформу – не получили средства. В случае злоупотреблений, коррупции, мошенничества и т.д. могут даже поставить вопрос о возврате Украиной средств.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.