Кристина Левчук,
«Судебно-юридическая газета»
В рамках борьбы с коррупцией в Украине происходят масштабные реформы, основная задача которых – обновление законодательства. Сегодня ведущей проблемой является коррупционная составляющая в деятельности судебной системы, адвокатского и нотариального институтов. Министерство юстиции Украины активно реформирует сферу нотариата, инициируя законодательные изменения, направленные на улучшения работы нотариусов, повышение качества предоставления ими услуг для населения. Не так давно состоялся посвященный этому семинар при участии представителей Минюста и практикующих юристов со всей Украины.
Главным предметом дискуссии стала деятельность совместной рабочей группы Минюста и нотариального сообщества, которая создана в марте с. г. по инициативе министра юстиции Павла Петренко для проработки новых законодательных изменений для решения проблемных вопросов сферы нотариата. «Судебно-юридическая газета» решила рассмотреть предлагаемые изменения и понять, что ожидает отечественный нотариат.
Что поменялось в деятельности нотариата?
Как известно, Министр юстиции Украины г-н Петренко подписал приказ №563/5 от 25 марта 2014 г. «О внесении изменений в Порядок совершения нотариальных действий», которым решается множество спорных вопросов касательно оценки имущества при операциях наследования или дарения с исключением лишних расходов. Один из пунктов этого приказа гласит:«Нотариус удостоверяет сделки, которые предусматривают любой переход права собственности на объекты недвижимости и незавершенного строительства (кроме их наследования или дарения), при наличии документа об оплате в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вычисленной из цены, указанной в сделке, но не ниже оценочной стоимости такого имущества, определенной субъектом оценочной деятельности согласно требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, и документа по оценочной стоимости».
Кроме того, согласно внесенным изменениям, нотариус может заверить сделку, которая предусматривает переход права собственности на объект движимого имущества (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов), при наличии документа об оплате в бюджет НДФЛ, вычисленного из цены, указанной в сделке, и документа об оценочной стоимости такого имущества, определенной субъектом оценочной стоимости. Сделка, которая предусматривает переход права собственности на легковые автомобили, мотоциклы, мопеды (кроме их наследования и дарения), также заверяется нотариусом лишь при наличии документа об оплате в бюджет НДФЛ, вычисленной, исходя из указанной в сделке цене, но не ниже среднерыночной стоимости таких транспортных средств, определенной в п. 173.1 ст. 173 раздела IV Налогового кодекса Украины, и не ниже оценочной стоимости перечисленных транспортных средств, определенной согласно требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества (по выбору плательщика налогов).
Отметим, что в случае, если плательщик налога уплатил в бюджет сумму НДФЛ, вычисленную исходя из указанной в сделке цене, но не ниже оценочной стоимости транспортного средства, нотариусу также вручается документ об оценочной стоимости, определенной субъектом оценочной деятельности. Однако это еще не все реформы, которые связаны с оформления наследства.
Как сообщили представители Минюста, уже подготовлены и поданы на рассмотрение ВР предложения к законопроекту №3336 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения процедуры наследования имущества)», который в Минюсте называют законопроектом «о наследстве в селе». Этот документ устанавливает ряд требований к уполномоченным должностным лицам, которые могут заниматься оформлением наследства. Внесенные предложения пока не разглашаются.
Стоит отметить, что политика реформирования нотариата длится уже не первый год. В 2011 г. Министерством юстиции был разработан законопроект, которым предлагались меры по дальнейшему реформированию системы нотариата Украины. Уже тогда было запланировано ввести новый порядок доступа к профессии нотариуса, повышение уровня квалификации специалистов, работающих в данной сфере. А в перспективе рассматривалось создание в Украине Академии нотариата как учебного заведения для подготовки кадров нотариата. Более того, на основе этого законопроекта планировалось создание правил профессиональной этики нотариусов (приказ Минюста №431/5 от 14.03.2013). А сам законопроект предусматривал создание самоуправляющейся профессиональной организации нотариусов с четким определением ее статуса.
Новая система оценки нотариусов
В рамках программы по борьбе с коррупцией в Украине Министерством юстиции было принято решение ввести новую систему оценивания нотариусов. Теперь экзамен по оценке знаний и уровня квалификации нотариуса будет проходить в электронном виде. Напомним, что ранее, согласно ст. 10 Закона Украины «О нотариате», для определения уровня профессиональной подготовки лиц, которые желают заниматься нотариальной деятельностью, при Министерстве юстиции Украины была создана Высшая квалификационная комиссия нотариата (ВККН), персональный состав которой утверждается приказом Минюста.
Именно этой комиссией допускаются к сдаче экзамена лица, желающие сдать экзамен (при наличии соответствующего стажа работы), чтобы получить право заниматься нотариальной деятельностью. Порядок доступа к сдаче квалификационного экзамена определяется Министерством юстиции Украины. Основываясь на результатах этого экзамена, ВККН решает, выдавать ли претенденту свидетельство о праве заниматься нотариальной деятельностью. При этом отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в судебном порядке.
Теперь, по словам представителей Министерства юстиции, вводится электронная система экзаменов для получения свидетельства о праве заниматься нотариальной деятельностью. Эксперты предполагают, что это поможет полностью искоренить коррупционную составляющую в данном процессе. Более того, подобная процедура делает невозможным существование факторов влияния со стороны тех, кто принимает или сдает экзамен. Добавим, что периодичность проведения экзаменов будет увеличена с 1 до 4 раз в год.
Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ
Наталья Жукова, нотариус
– Они лишь изменили приказом министерства юстиции порядок оформления наследственной деятельности, не более. Хотя, полагаю, это может еще на шаг приблизить процесс реформирования нотариата к желаемому результату, которого страна пытается добиться уже не один год. Подобные изменения нужны.
Что касается введения электронной системы приема экзамена у лиц, которые желают начать вести нотариальную деятельность, как по мне, эта реформа положительно повлияет на квалификацию нотариусов в целом. Это полностью поможет искоренить коррупционную составляющую в нотариальном институте. Самое главное – провести сейчас масштабные реформы в стране, и тогда это окажет нужное влияние в лучшую сторону на реформирование собственно в нотариальной сфере деятельности.
Валерий Быков, частный нотариус
– Основная проблема на сегодняшний день – это то, как проводятся реформы. Вместо того, чтобы внести один масштабный законопроект, который включает все насущные предложения по реформированию нотариальной системы, правительство вносит множество поправок к устаревшему закону, что усложняет работу представителей юридической сферы. Некоторые нотариусы просто не успевать следить за быстротечными изменениями в законодательстве, потому есть немало случаев, когда нотариусы заверяют документы или оформляют сделки по старым правилам (старой процедуре).
А что касается введения электронной системы приема экзамена у нотариусов, думаю, это поможет повысить уровень квалификации специалистов, а также искоренить коррупционную составляющую в нотариате.