Мария Дунай,
специально для
«Судебно-юридической газеты»
Как известно, Закон «Об обеспечении права на справедливый суд», направленный на реформу судебной системы, предусматривает внесение изменений не только в Закон «О судоустройстве и статусе судей», но и в другие законодательные акты, в т. ч. Закон «О доступе к судебным решениям». «Судебно-юридическая газета», уже неоднократно анализировавшая президентский Закон, сегодня решила перейти от общего к частному и разобраться, что поменяется в вопросе доступа к судебным решениям.
Какие судебные решения вносятся в реестр сейчас
Согласно ст. 3 Закона «О доступе к судебным решениям», перечень решений судов общей юрисдикции, которые подлежат включению в Реестр, утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией. Такой перечень утвержден решением ССУ №4 от 17.02.2012. А 23 марта и 21 декабря 2012 г. решениями ССУ №16 и №84 в него были внесены дополнения и изменения. Учитывая их, в Реестр вносятся судебные решения, вынесенные в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного и административного судопроизводства: постановления судов всех инстанций об открытии (возбуждении) или отказе в открытии (возбуждении) производства по делу; постановления судов, которые могут быть обжалованы отдельно от вынесенных по результатам рассмотрения дела решений, приговоров, определений, постановлений в случаях и порядке, определенном процессуальным законом и Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»; определения об обеспечении иска, замене вида обеспечения иска или отмене мер обеспечения иска, приостановлении исполнения судебного решения; судебные приказы, издаваемые судом в порядке приказного производства, заочные решения; постановления, решения, приговоры судов, кроме постановлений следственных судей, принятых при осуществлении судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве, решений суда по делам об усыновлении; судебные решения, вынесенные по результатам пересмотра решений, приговоров, определений, постановлений, кроме судебных решений по делам об усыновлении; постановления, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений относительно решений третейских судов; постановления по делам о нарушении таможенных правил и о привлечении к административной ответственности за совершение коррупционных деяний.
Что поменяется
Одно из самых важных изменений можно уместить в одну фразу: перечень судебных решений судов общей юрисдикции, которые подлежат включению в Реестр, не будет утверждаться ССУ по согласованию с ГСА. В Реестр будут включаться все судебные решения без исключений (после вступления данных норм в силу и выполнения ГСА соответствующих организационных мероприятий – прим. ред.).Стоит отметить, что учитывая количество дел, в частности, об административных правонарушениях, такая новация явно увеличивает нагрузку на судью. С другой стороны, принцип гласности и открытости судебного процесса (а обеспечение доступа к судебным решениям является одним из признаков его реализации) должен быть реализован.
К слову, в законопроекте №1727 от 13.01.2015 «О внесении изменений в статью 3 Закона Украины «О доступе к судебным решениям» относительно Единого государственного реестра судебных решений» предлагались тождественные изменения. Судя по тому, что Закон «Об обеспечении права на справедливый суд» уже подписан Президентом Украины, инициаторы законопроекта №1727 слегка опоздали.
В президентском Законе строго предусмотрены также сроки обнародования судебных решений в электронной форме – не позднее следующего дня после их изготовления и подписания. Стоит отметить, что новая редакция Закона от «дедовского» способа обнародования судебных решений напрочь не избавилась. Так, в соответствии с положениями ст. 2, «судебные решения также могут публиковаться в печатных изданиях с соблюдением требований настоящего Закона».
И все бы ничего, если б не Заключительные и переходные положения Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». В соответствии с их п. 13 и 14, Кабмин обязан в месячный срок со дня вступления в силу Закона привести в соответствие с ним Порядок ведения ЕГРСР, а ГСА – в 2-месячный срок осуществить надлежащее организационно-техническое обеспечение функционирования Реестра. При этом довольно туманным выглядит выполнение следующих требований к ГСА, предусмотренных в п. 14 Заключительных и переходных положений: «В 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить внесение в Единый государственный реестр судебных решений тех судебных решений, которые не были внесены в Единый государственный реестр судебных решений, начиная с 1 января 2010 года». Если имеется в виду все решения, предусмотренные Перечнем судебных решений…, утвержденным решением ССУ №4 от 17.02.2012, который действует ныне и являлся законным с этой даты, еще полбеды. Хуже, если «все» использовано в широком смысле, в трактовке еще не вступившего в силу Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». В таком случае требуется внесение огромного количества судебных решений задним числом. А ведь согласно ст. 58 Конституции, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени.
Что касается перечня сведений, которые не могут быть разглашены в текстах судебных решений, открытых для общего доступа, в него, как и ранее, входят:
- имена (ФИО) физических лиц;
- место жительства или пребывания физлиц с указанием адреса, номеров телефонов или других средств связи, адреса электронной почты, идентификационные номера (коды);
- регистрационные номера транспортных средств;
- другая информация, дающая возможность идентифицировать физлицо.
В связи с изменениями этот список будет дополнен следующими сведениями:
- регистрационные сведения реестров недвижимого имущества;
- номера банковских счетов, платежных карт.
Стоит отметить, что в соответствии с обновленной редакцией Закона «О доступе к судебным решениям», если судебное разбирательство происходило в закрытом судебном заседании, судебное решение публикуется за исключением информации, которая по решению суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании подлежит защите от разглашения.
Что касается доступа к судебным решениям заинтересованных лиц, в ст. 9 Закона «О доступе к судебным решениям» меняется не так много. Остановимся на важных новациях. Во-первых, меняется название с «Доступ к судебным решениям заинтересованных лиц» на «Ознакомление с судебным решением и изготовление копии по обращению лица, которое не принимает (не принимало) участия в деле». Во-вторых, в заявлении на ознакомление с судебным решением лицо должно обосновать не только почему оно считает, что судебное решение непосредственно касается его прав, свобод, интересов или обязанностей, а также почему оно не смогло ознакомиться с судебным решением в Реестре.
Причины отказа в доступе к судебному решению (в новой редакции «доступ» трактуется как «ознакомление с судебным решением и изготовление копии») остались все те же:
- в суд обратилось лицо, которое не имеет процессуальной дееспособности, или лицо от имени заинтересованного лица при отсутствии соответствующих полномочий;
- материалы дела переданы в другой суд или на хранение в государственное архивное учреждение;
- судебное решение непосредственно не касается прав, свобод, интересов или обязанностей этого лица.
Со вступлением в силу Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» все решения судов без исключения должны будут вноситься в Реестр. Положительный момент в этом – повышение гласности и открытости судебного процесса. Но Заключительные и переходные положения Закона ставят перед ГСА и судами трудноисполнимую задачу, учитывая количество судебных дел, а значит, и решений, а также период, за который требуется внести эти решения в Реестр – более 5 лет.
Государственная судебная администрация должна:
- в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона (28 марта) осуществить надлежащее организационно-техническое обеспечение функционирования Единого госреестра судебных решений с целью реализации доступа ко всем судебным решениям;
- в 6-месячный срок со дня вступления в силу Закона обеспечить внесение в ЕГРСР тех судебных решений, которые не были внесены в него, начиная с 1 января 2010 г.