Председатель Национального агентства по предупреждению коррупции Наталия Корчак отчиталась о работе органа за год. Вместе с ней участие в брифинге принял председатель Общественного совета при НАПК Виктор Таран. Он проанализировал проблемы, возникшие в Агентстве и не позволившие ему стать эффективным органом.
Год назад, отметил общественник, общество ожидало, что сможет получить от НАПК протоколы об имуществе чиновников категории «А», а также о финансировании именно парламентских партий. К сожалению, в прогнозируемых объемах эти документы получены не были. Также не были решены вопросы с утверждением результатов проверок. Все это, уверен председатель Общественного совета, нивелировало достижения НАПК.
По мнению Виктора Тарана, причин у сложившейся ситуации две. Первая — кадрово-организационная, а вторая связана с программным обеспечением деятельности НАПК.
Так, в соответствии с законом, а также с замыслом инициаторов создания Агентства, членов органа должно быть 5. Именно при 5 членах исчезает риск того, что возможность голосования будет заблокирована. Однако Агентство никогда не работало в полном составе. Это привело к тому, что определенную часть времени НАПК находилось в патовой ситуации, когда голосов было не достаточно или же они разделялись 2/2, что по сути делало невозможным принятие решений. Также не доукомплектован кадровый состав органа. Большинство ключевых департаментов имеют 70% сотрудников.
Вторая проблема состоит в отсутствии модуля, который позволяет производить логистическую и арифметическую проверку деклараций. Речь идет о том, что на сегодня в базе НАПК находится 1 млн 271 тыс. 196 деклараций чиновников разного уровня. Очевидно, что 36 человек, работающих в департаменте по проверке е-деклараций, физически не могут проверить все документы. Поэтому до тех пор, пока необходимые модули не будут подключены, проверка деклараций будет представлять собой профанацию.
Выход из сложившейся ситуации, уверен Виктор Таран, есть. Первый — внесение изменений в закон о предотвращении коррупции. Как вариант, предлагалось переформатировать состав Агентства и избрать новых членов; изменить полномочия НАПК и создать единоличный, а не коллегиальный орган; подключить НАПК к реестрам, которым владеет Министерство юстиции Украины. Последний пункт, по мнению Виктора Тарана, является наиболее важным. Дело в том, что на сегодня Минюст не дает НАПК возможности пользоваться реестрами, указывая на необходимость закрепить список таких реестров на законодательном уровне. Вместе с тем, создавая закон о предотвращении коррупции, его авторы сознательно не стали указывать исчерпывающий перечень реестров, поскольку он может дополняться. Пока НАПК не будет подключено к реестрам, работа органа не может осуществляться надлежащим образом.
Второй выход изменений в законодательство не требует. Он предусматривает следующее:
- конкурсная комиссия как можно скорее должна докооптировать четвертого и пятого членов Агентства;
- НАПК должно быть подключено к реестрам Минюста без внесения изменений в законодательство;
- необходимо создать региональные отделения НАПК, которые смогут оперативно действовать на местах.
Пока же результаты работы Агентства за год в Общественном совете при НАПК оценивают на «3», или на «3+». С этим мнением согласна и председатель НАПК Наталия Корчак.