Проверять систему начисления госвыплат и лишать их тех, кому они не положены, хотят справедливо и быстро.
В Минфине говорят, что сейчас наловчились эффективнее проводить верификацию, но все равно законодательство и коммуникация с другими госорганами оставляют желать лучшего.
Поэтому там разработали и обнародовали для обсуждения законопроект о проверке выплат. Newsone.ua разбирался, какую систему верификации предлагает Минфин, чем она обернется для украинцев и примут ли ее нардепы.
Под присмотром государства
По законопроекту, процедуру верификации будет контролировать Минфин, а информацию для обработки он получит от тех органов, в которые граждане обращаются за той или иной выплатой. Соль законопроекта — в создании информационно-аналитической платформы мониторинга и верификации. Это не новость — в госбюджете на создание платформы уже выделены деньги. После того как платформу запустят, данные будут пополняться за счет информации о каждом получателе выплат, предоставленной госорганами. Также, судя по законопроекту, платформа будет взаимодействовать с различными государственными базами и реестрами для поиска несоответствия. Деятельность платформы — сфера ответственности Минфина. О том, что к ней будут иметь доступ обычные украинцы, которые получают выплаты, речь не идет. Но и государственным органам доступ будет ограничен, в соответствии с их полномочиями. Мониторинг тоже проводит Минфин. Он отвечает за сохранность данных и на основании имеющейся информации дает свои рекомендации о прекращении или продолжении выплат или необходимости устранить какие-то противоречия.
В законопроекте не прописано, с какой регулярностью будут происходить проверки, но предоставить данные могут и по запросу госоргана. В этом случае данные Минфин должен будет предоставить с тем расчетом, чтобы не нарушить сроки государственных выплат, а уточняющую информацию имеет право предоставлять в течение месяца.
Проверке будут подлежать все выплаты, средства на которые выделяют из государственного и местных бюджетов: пенсии, стипендии, соцпомощь, льготы, субсидии и т.д. Верификация будет проходить постоянно, и даже окончание соцвылаты не избавит того, кто ее получал, от мониторинга со стороны государства. Подразумевается, что анализировать информацию будут на трех этапах:
- при обращении — превентивная верификация. Вы обращаетесь в какой-то госорган или местный орган власти, предоставляете информацию для начисления той или иной выплаты, а ведомство отправляет запрос в информационно-аналитическую платформу и проверяет, верно ли вы все указали;
- в процессе получения выплат — текущая верификация. В ходе получения выплат, информацию о получателе будут периодически проверять, чтобы забить тревогу в случае несоответствия;
- после окончания выплат — ретроспективная верификация. В течение трех лет после того как человек перестал получать выплату, он по-прежнему будет на карандаше у Минфина, для того чтобы понять, не обманывал ли он органы государственной власти во время получения денег. Если был обман, например, появилась дополнительная информация о доходах, имуществе, выявлен подлог документов, госорган, который осуществлял выплаты, обратится с требованием вернуть все начисленные человеку деньги.
Данные, которые необходимы для верификации, это ФИО, дата и место рождения, паспорт, идентификационный номер, информация о банковских счетах, уникальный номер из Единого государственного демографического реестра, информация, подтверждающая право на получение выплаты, и дополнительные документы для начисления.
Время пришло?
В Минфине говорят, что в прошлом году отправили госорганам больше 2,1 млн рекомендаций о приостановке или прекращении государственных выплат и 23,7 млн рекомендаций о проверке информации. В январе — марте 2018 г. темпы по борьбе с несправедливыми госвыплатами были намного динамичнее: 5,87 млн рекомендаций остановить или приостановить выплаты и 0,1 млн рекомендаций уточнить информацию. Учитывая то, что верификация касается всех без исключения государственных выплат, проверять и перепроверять придется больше половины населения Украины — студентов, пенсионеров, чернобыльцев, афганцев, молодых родителей, людей с инвалидностью, детей-сирот, родителей-одиночек, получателей субсидий и т.д. Так что тема мониторинга не может не беспокоить и не вызывать общественный резонанс. Казалось бы, перед выборами политики не захотят обострять отношения с избирателями. Но законопроект, с теми или иными поправками, имеет все шансы пройти голосование в парламенте.
«Думаю, что высока вероятность, что его примут. Это не только инициатива украинского правительства — это элемент требований Международного валютного фонда, — говорит директор Украинского центра анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Мы обращаем внимание на два обязательства перед МВФ, но не на третье: кроме антикоррупционного суда и повышения цены на газ, есть требование оптимизировать издержки госбюджета. Какие издержки есть у госбюджета? Армия, чиновники и социальная сфера. Конечно, чиновников никто не будет сокращать, и главный удар примет на себя социальная сфера. Параметры проверок и сокращения льгот будут обсуждаться — это гибко, но сам процесс необратим. Во власти сейчас решают другой вопрос: кто в этой ситуации будет крайним, кто ответит электорально — президент или премьер-министр? Премьер-министр уже заявил, что на повышение минимальной зарплаты, о чем говорил президент, денег нет. Премьер говорит, что Украине ежегодно нужно брать 4 млрд долл. долгов, иначе у нас просто будет дефолт — в следующие три года нам нужно отдать 27 млрд долл. Идет внутренняя борьба, но что-то будут вынуждены принять, чтобы получить кредит МВФ».
Тщательно проверять тех, кто собирается получать финансовую помощь от государства, — стандартная практика в западных странах. Очевидно, что рано или поздно к трехэтапной проверке придут. Также уже сейчас понятно, какие виды выплат будут просеивать активнее всего. Если выплаты при рождении ребенка, льготы чернобыльцам, пенсии, стипендии подтвердить и проверить не слишком трудно, то с субсидиями пространство для манипуляций огромно.
Кабмин уже сделал то, что в его силах, для отсева части претендентов на получение субсидий: в следующем отопительном сезоне они будут неположены владельцам новых автомобилей, больших домов и квартир, некоторым работникам предприятий теневой экономики, заробитчанам. Только за счет этого планируют сократить количество получателей государственной помощи на 15-20%. Верификация по новым правилам позволит отсеять еще большее количество претендентов на помощь.
«В принципе, государство не просто имеет право, а обязано контролировать расход бюджетных средств. Так что решение не просто правильное, а запоздало правильное, — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. — Но у меня как у потребителя вызывает ответную реакцию. Вы хотите меня проверять? Имеете право. Но я хочу и имею право проверять вас, с вашей идиотской ценой на газ, мутным, по непрозрачной схеме тарифообразованием, отсутствием системы учета, отсутствием регулирования потребления. Да, я как потребитель обязан, но расскажите мне, что обязаны вы — мэры, теплокоммунэнерго, «Нафтогаз» и прочие».