В Верховной Раде предложили упростить процедуру усыновления, в частности — отменить требование для заявителей подавать медицинское заключение в бумажной форме. Инициаторы законопроекта №14106 от 8.10.2025 предлагают, чтобы органы опеки и попечительства получали эти данные непосредственно из электронной системы здравоохранения.
По просьбе Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Национальная ассоциация адвокатов Украины проанализировала документ и предоставила ряд замечаний и рекомендаций.
Зачем нужны изменения
Законопроект призван устранить практические проблемы, возникающие из-за бумажных медицинских справок. В настоящее время:
- отсутствует единый механизм проверки их достоверности, что создает риски подделок;
- происходит дублирование — ведь заключение подается и самим заявителем, и в процессе подготовки заключения органом опеки и попечительства.
Авторы предлагают передать органам опеки полномочия формировать медицинские заключения на основе сведений из электронной системы здравоохранения. После этого данные должны интегрироваться в Единую информационную систему Минсоцполитики. Это должно упростить процедуру, уменьшить бюрократию и гарантировать достоверность информации, которую суды используют при рассмотрении дел об усыновлении.
Риски, которые видит НААУ
В Комитете НААУ по вопросам гражданского права и процесса предупреждают: информация о состоянии здоровья является конфиденциальной и защищена законом. Предоставление такого доступа органам опеки может создать риски утечки информации, что будет непропорциональным заявленной цели законопроекта.
Адвокаты предлагают альтернативное решение — внедрить реестр выданных медицинских заключений с нанесением QR-кода на каждый документ. Такой механизм позволил бы органам опеки проверять подлинность документов по аналогии с верификацией нотариальных бланков.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.























