Суд в США решает, несет ли производитель вертолета ответственность за смертельную авиакатастрофу на Гавайях

10:37, 12 октября 2025
Семья погибшего обвиняет компанию Robinson Helicopter в использовании дефектных деталей, которые могли стать причиной трагедии.
Суд в США решает, несет ли производитель вертолета ответственность за смертельную авиакатастрофу на Гавайях
Фото: Dan Dennison/Hawaii DLNR via AP
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Facebook и Telegram.

Федеральный апелляционный суд в США рассматривает дело, которое может изменить подход к ответственности авиапроизводителей. Семья погибшего в катастрофе на Гавайях Райана МакОлиффа обвиняет компанию Robinson Helicopter в том, что она заменила детали вертолета с дефектом, который и привел к аварии. Об этом сообщает Courthouse News.

Трагедия, ставшая причиной судебного спора

Катастрофа произошла 29 апреля 2019 года над островом Оаху. Туристический вертолет Robinson R44 разрушился в воздухе из-за сильной турбулентности и упал на жилую улицу. Погибли 28-летний бизнесмен из Чикаго Райан МакОлифф, пилот и еще один пассажир.

Расследование Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) установило, что аварию вызвал эффект «mast bumping» — когда главный ротор во время турбулентности ударяет по корпусу самолета.

Закон, который может освободить производителя от ответственности

Согласно Закону о возрождении малой авиации (GARA), принятому в 1994 году, производители самолетов и вертолетов не несут ответственности за аварии судов, которым более 18 лет. Однако адвокаты семьи МакОлиффа утверждают, что это правило не действует, если компания заменяет старые детали на новые, но с тем же дефектом.

Юристы обсуждают ключевой вопрос:

перезапускается ли 18-летний срок защиты производителя в случае, если деталь заменена на аналогичную, или только тогда, когда в новой версии внесены изменения в конструкцию.

«Если производитель использует дефектную деталь снова и снова лишь потому, что авария не произошла за 18 лет, это создает опасный прецедент», — подчеркнул адвокат семьи Томас Сиракуза.

Представители компании Robinson отвергают эти обвинения. По словам юриста Тима Гетца, закон призван защитить авиапроизводителей от бесконечной ответственности, поскольку самолеты могут эксплуатироваться десятилетиями.

Под прицелом — популярный, но опасный Robinson R44

Вертолет R44 неоднократно оказывался в центре скандалов: расследование Los Angeles Times показало, что с 2006 по 2016 годы эта модель имела наибольшее количество смертельных аварий в США. Производитель даже предупреждал пилотов о риске резких колебаний ротора во время полетов в турбулентных условиях — особенно на Гавайях.

Ранее семья МакОлиффа уже достигла конфиденциального мирового соглашения с туроператором Novictor Aviation и правительством США, обвинив Федеральное авиационное управление в ненадлежащем контроле сертификации пилота.

Что дальше

Решение пока не принято, но дело может стать прецедентом для всей авиационной отрасли США, определив границы ответственности производителей за замену дефектных деталей.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Сегодня день рождения празднуют
  • Оксана Грищук
    Оксана Грищук
    суддя Конституційного Суду України