Основная правка к закону об Антикоррупционном суде касалась права вето международных экспертов на сомнительных кандидатов в судьи. Точнее так: самая обсуждаемая.
Впрочем, в итоге правки были внесены в сами полномочия Общественного совета международных экспертов и в принципы его работы.
Накануне парламентского голосования за президентский законопроект о Высшем антикоррупционном суде 7 июня состоялось дополнительное заседание профильного Комитета. Именно во время него были одобрены «компромиссные» правки, и некоторые из них оказались неожиданными для депутатов.
Как рассказал глава Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич, Комитет дополнительно рассмотрел законопроект и рекомендовал изложить ч. 5 ст. 8 законопроекта в такой редакции.
По инициативе не менее 3-х членов Общественного совета международных экспертов вопрос соответствия любого кандидата на должность судьи Высшего антикоррупционного суда рассматривается на специальном общем заседании Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ).
Решение о соответствии такого кандидата критериям принимается большинством от общего состава ВККС и членов ОСМЭ при условии, что за него проголосовали не менее половины состава ОСМЭ. В случае непринятия такого решения кандидат считается прекратившим участие в конкурсе. Такое специальное заседание проводится не позднее 30-го дня со дня оглашения результатов экзамена (который проводится для определения профессиональной компетентности будущих судей Антикорсуда).
По запросу не менее 3-х членов ОСМЭ перед специальным заседанием ВККС и ОСМЭ может проводиться предварительное собеседование с кандидатами на должность судьи Высшего антикорсуда, в котором должны принять участие не менее 6 членов ВККС.
В случае одинаковой позиции в рейтинге приоритет будет предоставляться кандидату, который получил больше баллов за практическое задание.
Все дело в полномочиях
Впрочем, предложения Комитета наткнулись на критику отдельных народных депутатов. Ведь Общественный совет международных экспертов не будет создаваться «по образу и подобию» Общественного совета добропорядочности.
В частности, Алена Шкрум подчеркнула, что фактически такого понятия, как «заседание Общественного совета», больше не существует «и не существует институционности самого Совета».
«Если они каким-то своим способом без заседаний не инициируют в отношении конкретного кандидата совместного заседания с ВККС, то этот кандидат считается добропорядочным априори».
Также г-жа Шкрум отметила, что из законопроекта исчезли полномочия Совета по проведению собственных (самостоятельных) заседаний, он не рассматривает вопрос по каждому кандидату и не предоставляет заключение ВККС о соответствии/несоответствии каждого кандидата.
«Убирается их право даже делегировать своего представителя на заседание ВККС по квалификационному оцениванию кандидата. Убирается право члена Общественного совета участвовать в заседаниях Совета (потому что таких заседаний больше нет в законе). Фактически, членам Общественного совета остается лишь право инициировать общее с ВККС заседание по конкретному кандидату, где будет рассматриваться вопрос», — подчеркнула депутат.
Напомним, что в тексте законопроекта ко второму чтению полномочия ОСМЭ были описаны следующим образом:
«9. Громадська рада міжнародних експертів:
1) збирає, перевіряє та аналізує інформацію щодо кандидатів на посади суддів Вищого антикорупційного суду;
2) надає Вищій кваліфікаційній комісії суддів України інформацію щодо кандидатів на посади суддів Вищого антикорупційного суду;
3) не пізніше як за 10 днів до засідання Вищої кваліфікаційної комісії суддів України, на якому розглядається питання про підтвердження або непідтвердження здатності кандидата на посаду судді Вищого антикорупційного суду здійснювати правосуддя у цьому суді, надає, за наявності відповідних підстав, Вищій кваліфікаційній комісії суддів України вмотивований висновок про невідповідність кандидата на посаду судді Вищого антикорупційного суду критеріям, зазначеним у частині четвертій статті 8 цього Закону, який додається до досьє кандидата на посаду судді Вищого антикорупційного суду;
4) делегує уповноваженого представника для участі у засіданні Вищої кваліфікаційної комісії суддів України щодо кваліфікаційного оцінювання кандидата на посаду судді Вищого антикорупційного суду;
5) вживає заходів до захисту персональних даних, інформації з обмеженим доступом, які стали відомі Громадській раді міжнародних експертів, її членам у зв'язку із здійсненням їх повноважень».
В решении же Комитета сказано:
«Исключить п. 3 ч. 9 ст. 9.
П. 4 ч. 9 ст. 9 изложить в такой редакции: «Принимает участие в специальном общем заседании в предусмотренных этим законом случаях».
Таким образом, ОСМЭ вовсе не будет похож по своим полномочиям на Общественный совет добропорядочности, который участвовал в процедурах отбора судей в новый Верховный Суд.
Также претерпели изменения обязанности членов ОСМЭ.
Соответственно, поскольку решение теперь принимается совместно, вовсе исключен этот пункт: «12. Громадська рада міжнародних експертів приймає рішення більшістю голосів від свого складу, визначеного відповідно до цього Закону».
«Как это сможет сделать Общественный совет без оценки каждого кандидата на своих заседаниях, без обсуждения, без сбора на заседание, без оплаты их работы — непонятно», — добавила Шкрум.
Впрочем, в п. 9 решения Комитета идет речь об оплате труда членов ОСМЭ. Так, на время участия в процедурах отбора им устанавливается вознаграждение в размере должностного оклада судьи Верховного Суда. Кроме того, если члены Совета не проживают в Украине, им будут компенсированы расходы на проезд и проживание.
Из кого формируется Общественный совет
Общественный совет международных экспертов выполняет свои полномочия в составе шести членов, назначаемых ВККС исключительно на основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины.
Таким образом, важным моментом является наличие международного договора. Как отметил Виталий Шабунин перед голосованием, «в предлагаемом для голосования проекте делегировать экспертов не сможет Всемирный банк и OЕCD (Организация экономического сотрудничества и развития), у них с Украиной не международные договоры. Точно так же дискуссия — сможет ли делегировать ЕС».
Каждая международная организация может предложить ВККС не менее двух кандидатов в состав ОСМЭ.
ВККС принимает решение о назначении членов ОСМЭ, если количество предложенных кандидатов в состав Совета как минимум вдвое превышает количество вакантных мест.
Решение ВККС принимает в ходе открытого заседания.
Членами Общественного совета международных экспертов могут быть граждане Украины (пункт 8 решения комитета).
В этом пункте действительно идет речь о том, что членами ОСМЭ могут стать граждане Украины, которые имеют безупречную деловую репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет, имеют опыт работы по осуществлению процессуального руководства, поддержания гособвинения в суде или осуществления судопроизводства в делах, связанных с коррупцией в других странах.
Напомним, что дискуссионным также был момент относительно формирования коллегий в Антикорсуде — должны ли в них быть профессиональные судьи.
Судя по решению Комитета, депутаты пришли к такому.
По первой инстанции антикоррупционный суд будет заседать в составе трех судей, из которых хотя бы один имеет стаж работы судьей не менее 5 лет, кроме случаев, когда ни один такой судья в этом суде не может принимать участия в рассмотрении дела по предусмотренным законом основаниям.
В апелляционном порядке дела будут рассматриваться коллегиально в составе трех судей, хотя бы один из которых как правило имеет стаж работы судьей не менее 5 лет.
Уголовное производство в Высшем антикорсуде во время досудебного расследования осуществляется следственным судьей единолично, а в случае обжалования его определений в апелляционном порядке — коллегиально в составе не менее 3 судей.
Количество судей Высшего антикорсуда устанавливается в соответствии с Законом о судоустройстве в рамках расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на содержание этого суда.
Отметим, что для окончательного создания Антикоррупционного суда Президент должен подать после предварительных консультаций с Высшим советом правосудия, а Верховная Рада принять еще один законопроект, который должен предусмотреть создание Высшего антикоррупционного суда с местонахождением в Киеве.
Как уже сообщала «Судебно-юридичекая газета», Верховная Рада 7 июня приняла закон об Антикоррупционном суде.