Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Вопрос назначения судей бессрочно, исходя из анализа законодательства, имеет очень много нюансов. Так, не до конца понятно, как будет проходить процедура назначения по так называемым судьям-«пятилеткам». Последних, в свою очередь, можно условно поделить на 4 категории:
- судьи-«пятилетки», которые прошли в этом году квалифоценивание, но не успели получить рекомендацию ВККС;
- судьи, которые получили рекомендацию ВККС, но не проходили квалифоценивание;
- судьи, которые получили рекомендацию ВККС и прошли квалифоценивание;
- судьи, которые не получили рекомендацию ВККС и не проходили квалифоценивание.
«Судебно-юридическая газета» обратилась к члену Высшей квалификационной комиссии судей Украины Тарасу Лукашу с просьбой разъяснить указанные нюансы.
«Относительно судей, которые прошли квалификационное оценивание, но не рекомендованы для избрания бессрочно, то таких единицы. Если более детально и в цифрах, то 5 судей только в конце декабря 2016 г. закончили проходить квалификационное оценивание, по 3 судьям в данный момент продолжается проверка Временной специальной комиссией*, а один судья рекомендован Комиссией к увольнению.
Теперь относительно судей-«пятилеток». 5 января с. г. вступил в силу Закон «О Высшем совете правосудия». Согласно п. 13 его заключительных и переходных положений, по результатам квалификационного оценивания судья, назначенный на должность сроком на 5 лет до вступления в силу Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», полномочия которого прекратились с окончанием срока, на который он был назначен, может быть назначен на должность по представлению Высшего совета правосудия при условии подтверждения соответствия этой должности в соответствии с пп. 2 и 4 п. 16-1 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины.
В пп. 4 п. 16-1 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины говорится, что соответствие занимаемой должности судьи, назначенного на должность сроком на 5 лет или избранного бессрочно до вступления в силу Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», должно быть оценено в порядке, определенном законом. Выявление по результатам такого оценивания несоответствия судьи занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этики или добропорядочности или отказ судьи от такого оценивания является основанием для увольнения судьи с должности.
При этом следует обратить внимание, что в п. 13 заключительных и переходных положений Закона «О Высшем совете правосудия» говорится лишь о необходимости прохождения судьями, которые назначены на должность на 5 лет, полномочия которых прекратились, квалификационного оценивания, тогда как п. 17 заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей» предусматривает возможность назначения таких судей на должности по результатам конкурса. А конкурс в соответствии с требованиями закона может проводиться только относительно вакантных должностей. При этом положения Конституции Украины не предусматривают увольнение судей после истечения 5-летнего срока, потому возникает вопрос о возможности проведения конкурса на должности, которые занимают данные судьи.
С учетом изложенного Комиссия в настоящее время анализирует указанные законодательные предписания и определяется по поводу проведения дальнейших процедур для этой категории судей», — отметил Т. Лукаш.
_______
* В учетных системах ВККС фигурирует информация о проведении проверки относительно 3 судей Временной спецкомиссией по проверке судей. Информации о фактической передаче соответствующих заявлений в иные органы у ВККС нет. При этом в переходных положениях (п. 33) Закона «О судоустройстве и статусе судей» говорится, что заявления, которые переданы ВСК в ВСЮ, рассматривают дисциплинарные органы ВСП. Таким образом, соответствующая проверка заявлений в случае передачи ВСП будет проводиться его дисциплинарными органами.