Явно прослеживается желание правоохранительных органов вернуть себе тотальные функции контроля, которые были присущи ОБЭП
Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Законно ли органы Национальной полиции начали инициировать сбор информации относительно соблюдения требований антикоррупционного законодательства судьями? Не выглядит ли это, как фактическое перетягивание полномочий соответствующих государственных органов, уполномоченных на осуществление контролирующих функций в сфере предотвращения и противодействия коррупции?
Председатель Одесского апелляционного хозяйственного суда Наталья Морщагина специально для «Судебно-юридической газеты» рассказала об очередной попытке правоохранительных органов проверить судей на соблюдение требований антикоррупционного законодательства.
«Реформирование Национальной полиции, реформаторские инициативы, новые концепции, создание и введение новых институтов, которые отвечают международным стандартам формирования и функционирования соответствующих органов... Такую «модную» терминологию мы слышим почти каждый день с телеэкранов и из социальных сетей, из уст политиков, журналистов, ученых и даже рядовых граждан. Одни восхищаются работой новых полицейских, другие критикуют ее. Сама же Национальная полиция позиционирует себя как новая и прогрессивная организация, которая стремится внедрить системные изменения.
Вместо этого, исходя из сегодняшних реалий, явно прослеживается желание правоохранительных органов вернуть себе тотальные функции контроля, которые были присущи ОБЭП (отдел по борьбе с экономической преступностью — прим. ред.), и увеличить объем собственных полномочий за счет вольной трактовки положений Закона.
Так, департаментом защиты экономики Национальной полиции в адрес судов направлены запросы о предоставлении для ознакомления:
- деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера государственных служащих (в т. ч. уволенных); распоряжений (приказов) о назначении, увольнении, принятии присяги, предупреждении об ограничениях;
- списков всех работников аппарата суда (с указанием фамилии, имени, отчества, числа, месяца, года рождения, должности, даты назначения и категории);
- документов, на основании которых производилось премирование, начисление заработной платы, материальной помощи; табелей рабочего времени, положения о премировании;
- перечней служебного транспорта, в т. ч. арендованного;
- перечней фирм и организаций, физических лиц-предпринимателей и т. д., с которыми были заключены договора о выполнении работ, оказании услуг, закупке товаров и т. п. (название организации, код ЕГРПОУ, номер и предмет договора, дата подписания);
- адресованных председателю суда сообщений судей в письменном или другом виде о возникновении конфликта интересов в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции».
Необходимость предоставления финансовых, кадровых и организационно-распорядительных документов департамент со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» мотивирует наличием в ст. 172-4–172-9, 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях полномочий по составлению административных протоколов о совершении административных правонарушений, связанных с коррупцией, с ограничениями относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности; с установленными законом ограничениями относительно получения подарков и требованиями финансового контроля; с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, с незаконным использованием информации, которая стала известна лицу в связи с выполнением служебных полномочий; с непринятием мер по противодействию коррупции.
Вместе с тем, следует заметить, что по содержанию функциональных обязанностей Национальная полиция относится к правоохранительным, а не контролирующим органам, и ее сотрудники осуществляют исключительно оперативно-розыскные мероприятия по оперативно-розыскным делам. Вопросы применения превентивных полицейских мер урегулированы ст. 31 Закона Украины «О Национальной полиции», и проведение проверок соблюдения требований антикоррупционного законодательства, целевого использования бюджетных средств указанным Законом к этим мерам не отнесено.
Сегодня в Украине действует целый ряд нормативно-правовых актов в сфере предотвращения и противодействия коррупции, а также контроля за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием, которые определяют как перечень контролирующих субъектов, так и их полномочия по осуществлению соответствующих контролирующих функций, в частности:
- принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления и приравненных к ним; контроль и проверка деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, хранение и обнародование таких деклараций; проведение мониторинга образа жизни лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, согласно положению ст. 11 Закона Украины «О предотвращении коррупции», возложены на Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции;
- контроль за соблюдением законодательства относительно конфликта интересов в деятельности судей в соответствии с порядком осуществления контроля за соблюдением законодательства относительно конфликта интересов в деятельности судей, утвержденным решением Совета судей Украины №2 от 04.02.2016, осуществляет Совет судей Украины;
- финансовый аудит и аудит эффективности осуществления государственных закупок за счет средств Государственного бюджета, проверка состояния внутреннего контроля распорядителей средств Государственного бюджета, согласно требованиям ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О Счетной палате», отнесены к полномочиям Счетной палаты, а в отношении судов общей юрисдикции — Государственной судебной администрации Украины (п. 24 ст. 4 положения о Государственной судебной администрации Украины).
На указанные законодательные предписания обращалось внимание и в решении Совета судей Украины №44 от 09.06.2016.
Вопрос о порядке сбора и получения полицейскими сведений во время исполнения ими своих полномочий урегулирован Конституцией Украины, Уголовным процессуальным кодексом, законами «О Национальной полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», а также другими нормативно-правовыми актами.
Ст. 19 Конституции определено, что правовой порядок в Украине основывается на началах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона «О Национальной полиции», полиция действует исключительно на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Основные полномочия полиции закреплены в ст. 23 Закона «О Национальной полиции», и в силу ограничений, предусмотренных ст. 24 того же Закона, выполнение иных (дополнительных) полномочий может быть возложено на полицию исключительно законом.
Ни Закон «О Национальной полиции», ни положения Кодекса об административных правонарушениях не предоставляют органам Национальной полиции права проводить проверки деятельности судебных органов на предмет соблюдения требований антикоррупционного законодательства и использования бюджетных средств.
С учетом вышеизложенного, выбранный департаментом защиты экономики Национальной полиции способ получения информации по указанным в запросе правовым основаниям фактически свидетельствует о проведении проверки суда сотрудниками департамента, что не предусмотрено действующим законодательством. Это следует расценивать как попытку органов Национальной полиции инициировать сбор информации не предусмотренным законом способом и фактическое перетягивание полномочий соответствующих государственных органов, уполномоченных на осуществление контролирующих функций в сфере предотвращения и противодействия коррупции», — отметила Н. Морщагина.