29 августа Верховный Суд поставил точку в вопросе относительно порядка применения так называемого «закона Савченко».
Часть 5 ст.72 УК в редакции Закона №838-VIII закрепляла правило, согласно которому срок предварительного заключения засчитывался в срок отбывания наказания из расчета один день предварительного заключения за два для лишения свободы.
В дальнейшем в силу ряда причин такой подход законодатель признал недостаточно обоснованным, и 21 июня 2017 года вступил в силу Закон №2046-VIII, которым ч.5 ст.72 УК была изложена в новой редакции, согласно которой один день предварительного заключения приравнивался уже не к двум, а к одному дню лишения свободы.
В постановлении от 1 марта 2018 года коллегия судей Второй судебной палаты Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда согласилась с позицией апелляционного суда относительно того, что срок предварительного заключения засчитывается в срок отбывания наказания до 20 июня 2017 года по правилам ч.5 ст.72 УК в редакции Закона №838-VIII (с учетом принципа запрета обратной силы закона, который «иным образом ухудшает положения лица»), а с 21 июня 2017 года — по правилам ч.5 ст.72 УК в редакции Закона №2046-VIII (согласно принципу прямого действия закона).
В то же время в постановлении от 13 марта 2018 года Первая судебная палата КУС ВС изложила позицию, в соответствии с которой в случае, если по состоянию на 20 июня 2017 года лицо имело право на применение в отношении него положений ч.5 ст.72 УК в редакции Закона №838-VIII, то в соответствии с ч.2 ст.5 УК отсутствуют основания для применения в отношении него положений Закона №2046-VIII, который ухудшает положение такого лица.
Так, ч.2 ст.5 УК предусматривает, что закон об уголовной ответственности, который устанавливает преступность деяния, ужесточает уголовную ответственность или иным образом ухудшает положение лица, обратной силы не имеет.
В то же время, согласно ч.2 ст.4 УК, преступность и наказуемость, а также другие уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, который действовал на момент совершения этого деяния.
То есть данная норма устанавливает, что применению подлежит не любой закон об уголовной ответственности, а лишь тот, который определяет преступность, наказуемость и другие уголовно-правовые последствия деяния. Очевидно, что правила ч.5 ст.72 УК не подпадают под названные категории — предварительное заключение нельзя рассматривать как правовые последствия уголовно наказуемого деяния.
«Таким образом, при зачислении предварительного заключения в срок наказания в виде лишения свободы или в срок иного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 72 УК в редакции Закона 838-VIII подлежит применению в отношении периодов предварительного заключения, которые продолжались до 20 июня 2017 включительно, в том числе до вступления в силу указанным Законом, а в редакции Закона № 2046-VIII — к периодам, которые имели место с 21 июня 2017 года, независимо от того, когда было совершено преступление», — резюмировала Объединенная палата Кассационного уголовного суда в постановлении от 6 июня 2018 года.
Позиция Большой Палаты Верховного Суда
Однако, 29 августа в ходе рассмотрения дела №663/537/17 Большая Палата Верховного Суда (судья-докладчик Наталья Антонюк) сочла необходимым отступить от вывода, изложенного в упомянутом выше постановлении КУС, относительно применения так называемого «закона Савченко».
Так, БП ВС решила, что Закон №838-VIII от 26.11.2015 г. применяется как к лицам, совершившим преступления после вступления его в силу 24.12.2015 г. и до 20.06.2017 г. включительно, так и к лицам, совершившим преступления до вступления в силу «закона Савченко», поскольку он имеет обратную силу во времени.
«Решая вопрос о том, какой редакцией ч. 5 ст. 72 УК Украины следует руководствоваться, необходимо применять правила действия во времени закона Украины об уголовной ответственности, а не правила действия во времени уголовного процессуального закона», — подчеркнула Большая Палата ВС.
Напомним, Верховный Суд Украины придерживался противоположной точки зрения: судья ВСУ Галина Каныгина заявила, что «закон Савченко» не имеет обратной силы во времени, его применение в целом незаконно, а неодинаковая судебная практика обусловлена тем, что он прописан и допускает разночтения.