Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК) собирается упростить жизнь декларантам, а также провести масштабную кампанию по самоочищению. Так, глава НАПК Александр Новиков создал подразделение внутреннего контроля, которое при участии сотрудников НАБУ и СБУ проведет проверку сотрудников агентства, занимавшихся имитацией деятельности.
Кроме того, в НАБУ переданы материалы относительно возможных злоупотреблений при обеспечении работы Реестра электронных деклараций.
Саму проверку деклараций также ждут изменения: в планах нового руководства НАПК — приобщить к работе над внедрением искусственного интеллекта компанию, которая принимала участие в расследовании дела «Русской прачечной» (Russian Laundromat).
Но обо всем по порядку.
Кто и как анализирует декларации
На заседании Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики 19 февраля член комитета Алексей Жмеренецкий поинтересовался у председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александра Новикова, как вообще происходит проверка деклараций — вручную или с привлечением искусственного интеллекта.
«Мне интересно, какие компании вы привлекали на этапе разработки системы индикаторов и механизма анализа деклараций. Применены ли там методы машинного обучения или имеет место простое сопоставление индикаторов (присутствуют ли нейросети, какие-то более сложные модели)?
Каким образом вы получаете данные от других органов и реестров при отсутствии закона о публичных реестрах и при отсутствии единой государственной шины обмена данными? То есть вам их на флэшке отдают или вы руками их заполняете, а затем загружаете в эту систему анализа деклараций? Потому что без существования системы интеллектуального анализа данных работа НАПК сводится до 20-му веку, когда сидят сотни аналитиков и сопоставляют вручную какие-то данные», — подчеркнул народный депутат.
«Последние изменения в закон устранили эти коллизии, и мы имеем доступ ко всем 16 реестрам. Он осуществляется автоматически через API путем использования «Трембиты». Взаимодействие налажено. Единственный государственный реестр, который остался, — это Государственная миграционная служба, они сейчас выстраивают публичный API, поскольку все ресурсы МВД связывают в единое целое. Я думаю, этот вопрос недели-двух», — отметил глава Александр Новиков.
Он напомнил, что НАПК предыдущей каденции запустило в эксплуатацию систему логического и арифметического контроля деклараций Единого госреестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (тогда в пресс-службе НАПК информировали, что внедрение системы является результатом командного сотрудничества НАПК, иностранных партнеров, Программы развития ООН в Украине, ряда государственных органов — держателей реестров, ГП «Украинские специальные системы», Государственной службы специальной связи и защиты информации и специалистов частных компаний — ООО Finport Technologies Inc. и АО «Институт информационных технологий»).
Тогда по результатам непростых консультаций с Министерством юстиции Национальное агентство одобрило Правила логического и арифметического контроля, по которым декларации должны анализироваться. 15 января 2019-го они вступили в силу вместе с изменениями в Порядок проведения контроля и полной проверки декларации.
После начала эксплуатации программного обеспечения логического и арифметического контроля (ИТС ЛАК — Система lucky) для проведения полных проверок был внедрен инструмент приоритезации полных проверок, или риск-ориентированный подход, при котором полная проверка начинается относительно декларации, которая по результатам логического и арифметического контроля имеет наибольшее несоответствие с базами данных. То есть декларации ранжируются по степени таких определенных системой рисков.
Далее уже непосредственно живой сотрудник, который проверяет декларацию, анализирует эти результаты и при необходимости делает уточняющие запросы.
«Система lucky автоматически формировала запросы в государственные реестры, а также устанавливала разногласия между информацией в декларации и сведениями, полученными из государственных реестров и баз данных. Запросы направлялись ко всем реестрам одновременно без возможности выбора реестров, в которые направлять запросы, а в какие нет.
Во время перекрестной проверки (cross-check) 1020 деклараций Система lucky осуществила 44 457 запросов в подключенных на тот момент реестрах.
Интересно, что в среднем Система lucky осуществляет более 2 млн запросов в реестры на каждые 35 тыс. деклараций.
В связи с отсутствием автоматизированного обмена информацией с Государственным реестром актов гражданского состояния граждан, Наследственным реестром и Единым реестром доверенностей получение информации из указанных реестров было организовано путем курьерского обмена корреспонденцией.
За 8 волнами было направлено 8220 письменных запросов, 7656 уточняющих запросов и запросов на объяснение субъекта декларирования с целью установления достоверности указанных в декларации сведений, как того требует порядок проведения полных проверок.
В то же время Система lucky и разработанная нормативно-правовая база позволяют подключать автоматизированный обмен информацией с любым дополнительным реестром или базой данных, действующими сейчас в Украине или которые будут созданы в дальнейшем.
Внедрение Системы lucky через год после ратификации меморандума о макрофинансовой помощи в корне изменило повестку дня Национального агентства в сфере финансового контроля.
До введения Системы lucky Национальное агентство принимало решение о начале проведения полных проверок преимущественно по внешним сообщениям (546 проверок в 2017 году, 337 в 2018). Уже в 2019 году по внешним сообщениям было начато 113 полных проверок (подавляющее большинство — материалы правоохранительных органов (100 полных проверок), а по результатам отбора Системы lucky — 1020 полных проверок», — писали в ноябре 2019 года сотрудники НАПК.
Искусственный интеллект при проверке деклараций
Таким образом, как отметил глава НАПК, во время предыдущей каденции была построена система логического и арифметического контроля, она введена в эксплуатацию и автоматически сверяет данные реестров с поданными декларациями.
«Скажу больше: в процессе того, чтобы сделать процесс заполнения деклараций более легким, мы провели встречу с Дмитрием Дубилетом и его командой.
Планируем сделать так (но это на перспективу год-два), чтобы информация из реестров могла автоматически подтягиваться при заполнении декларации. Этот вопрос касается изменения законодательства.
То есть проверки осуществляются теперь не вручную. Но здесь существует вопрос критериев. Потому что Система lucky может обрабатывать (из-за пропускной способности «Трембиты» и реестров) 35 тысяч деклараций в неделю. Мы сейчас над этим работаем, а также ведем переговоры о перспективах использования искусственного интеллекта при анализе данных.
Ведем переговоры с крупнейшей компанией, которая имеет наибольший опыт использования искусственного интеллекта при анализе данных. Не буду ее называть, но, наверно, многим известна история с разоблачением «Русской прачечной» (Russian Laundromat)
Тогда несколько десятков миллиардов долларов было отмыто через европейские банки. Этот алгоритм был обнаружен указанной компанией во время совместной работы над расследованием с «Европолом», — подчеркнул Александр Новиков.
НАБУ проверит, почему НАПК переплачивало за аренду серверов
Серверы Реестра деклараций будут переносить от Государственного предприятия «Украинские специальные системы» (отнесено к сфере управления Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины) непосредственно к НАПК.
«Мы будем переносить их к нам и будем объявлять открытый тендер на обслуживание нового реестра деклараций», — подчеркнул глава НАПК.
Также он отметил, что обратится в НАБУ по поводу необоснованных расходов за аренду серверов.
«Есть огромная проблема в том, что Реестр деклараций фактически находится на оборудовании фирмы «Алтаюр», которое стоит 2,5 млн грн.
Мною будут переданы материалы в НАБУ — как такое вообще могло произойти. Оборудование стоит 2,5-3 млн грн, а НАПК за него уже заплатило 12 млн арендной платы.
Когда я пришел в НАПК, у меня на столе лежал договор — что мы должны заплатить 4 млн грн. аренды за оборудование, которое стоит 2,5 млн», — отметил Александр Новиков.
Отметим, что в 2017 году НАПК рапортовало о том, что заключены договоры между НАПК, ГП «Украинские специальные системы» и ООО «Алтаюр» относительно администрирования и программно-технического сопровождения программного обеспечения Единого государственного реестра деклараций, предоставления услуг по размещению оборудования и предоставление услуг аренды оборудования).
Таким образом, на данный момент перед НАПК стоит ряд вопросов, связанных с оптимизацией процесса проверки деклараций, а также с внедрением искусственного интеллекта. В частности, рассматривается система, которая будет при помощи ИИ собирать информацию в отношении конкретного лица, в том числе по международным открытым реестрам.
В НАПК появился внутренний контроль
За все годы существования Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции была проведена 2161 проверка. Лишь 13% из них обнаружили недостоверное декларирование. «Это свидетельствует о том, что полные проверки проводились только для количества и это были проверки не тех людей, которые действительно незаконно обогащались», — заявил Александр Новиков. Сейчас планируется изменить систему риск-индикаторов и систему логического и арифметического контроля для того, чтобы проверки были более эффективными.
«НАПК для того, чтобы искусственно наращивать показатели, до этого времени концентрировалось на привлечении к ответственности лиц за мелкие нарушения — председателей сельсоветов, депутатов местных советов — для того, чтобы создавать видимость активной деятельности. У меня даже были конкретные фамилии, кто занимался этим в НАПК. Соответствующие материалы мы передали в правоохранительные органы. Некоторые люди, которые возглавляли эти процессы, сами уволились еще до моего прихода, а некоторые уволены мной.
Законом предусмотрено подразделение внутреннего контроля в НАПК, фактически внутренней безопасности. Это подразделение было создано мной. Туда назначен работник НАБУ и работник СБУ — очень профессиональные люди. Этот работник не просто из СБУ, а из главного управления внутренней безопасности Службы безопасности Украины.
На сегодняшний день я еще не вычислил всех людей, которые занимаются такими практиками, безусловно, они будут уволены из НАПК», — подчеркнул Александр Новиков.
По словам Александра Новикова, в начале следующей недели он планирует ввести новую организационную структуру Национального агентства. Сейчас там работает 282 человека из 408 человек по штату. На 50 мест будет проведен конкурс на первом этапе.
Декларировать станет проще
Также глава ведомства заявил, что НАПК хочет сделать электронное декларирование максимально простым для всех.
«Для добропорядочных граждан это должен быть легкий инструмент отчетности. Одновременно он должен обеспечить надлежащий финансовый контроль за служащими.
Для этого уже разработан новый программный комплекс Реестра деклараций. После завершения декларационной кампании Реестр будет перенесен с предприятия Госспецсвязи на платформу НАПК», — подчеркнул он.
Также Александр Новиков отметил, что уже подписал приказ об утверждении новой формы декларации, что упростит предоставление сведений в Реестр.
«Ключевой вызов после 1 апреля — это проверка поданных деклараций. Сейчас нами уже разработан концепт нового Порядка проведения проверок в связи с изменениями в закон. Надеюсь, что до конца месяца он будет утвержден», — добавил он.
Также в соответствии с изменениями в законодательстве о политических партиях до 16 июля НАПК обязано запустить реестр деклараций о финансовом состоянии политических партий. «Сейчас уже разработано техническое задание. Мы хотим сделать максимально легкий механизм для заполнения», — добавил председатель Агенства.
Защита прав обличителей коррупции
«Расширились полномочия НАПК и других органов по защите прав обличителей. Вместе с тем хочу обратить внимание, что статья 13-го профильного закона дополнена нормой относительно автоматического распределения проверок, но пока отсутствует техническая возможность автоматизированного распределения проверок и Минюстом не зарегистрировано положение.
У нас есть по закону три функции: осуществлять правовую защиту обличителей; проверять соблюдение другими органами законодательства об обличителях; вносить предписания.
Из этого мы сейчас имеем возможность выполнять первую функцию — в частности, по представительству в судах. В 61 судебном заседании НАПК осуществляет защиту прав обличителей.
Нами создана и действует система получения анонимных сообщений по электронным каналам о коррупции и их рассмотрения — для этого функционирует отдельный департамент.
Вместе с тем мы планируем запустить отдельный ресурс, где каждый орган власти — и местного, и государственного уровня — будет иметь учетную запись, по которому к конкретному органу может подавать уведомление обличитель.
Почему мы выбрали именно такую архитектуру? Если мы отдадим это на откуп на места, это приведет к излишнему расходованию бюджетных средств на создание таких каналов
Поэтому мы создадим один ресурс, который будет бесплатным для всех органов и лиц, которые будут работать с обличителями.
Мной подписан приказ о создании рабочей группы по вопросам защиты прав обличителей. Туда вошли представители Верховного Суда, НАБУ, Минюста, Минздрава, Государственной службы по вопросам труда и пр. Задача этой группы — в максимально быстрые сроки предоставлять обличителям помощь в защите их трудовых прав и представительства в судах», — подчеркнул глава НАПК.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.