Высший совет правосудия не стал одобрять предложенный Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции Порядок осуществления мониторинга образа жизни судьи, как не одобрил и Порядок осуществления полной проверки декларации судьи.
Напомним, что изменениями в Закон «О предотвращении коррупции» №1079-IX, которые вступили в силу 30 декабря 2020 года, предусмотрен особый порядок проверки деклараций и мониторинга образа жизни судей.
В рамках реализации закона Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) разработало указанные документы и подало их на согласование Высшему совету правосудия.
По поводу порядка проверки деклараций судей в ВСП подчеркнули, что документ в редакции НАПК позволяет Агентству проводить «вечный мониторинг», фактически превращая его в средство контроля за судьей со стороны исполнительной власти. Ранее «Судебно-юридическая газета» анализировала замечания Совета правосудия к данному документу.
Что же касается порядка мониторинга образа жизни судьи, ВСП сделал следующие замечания.
Во-первых, НАПК не установило в порядке, что имеется в виду под «мониторингом».
«Мониторинг образа жизни является многогранным понятием, которое может охватывать широкий спектр методов работы антикоррупционных институтов: от углубленной проверки информации относительно приобретения в собственность имущества или оплаты товаров, работ, услуг субъектами декларирования до скрытого наблюдения за ними. Предложенный проект Порядка не содержит определения понятия «мониторинг», что может привести к превышению полномочий», - отмечает ВСП.
Во-вторых, в предложенной редакции Порядок не определяет ни четкой процедуры начала осуществления мониторинга, ни сроков его проведения, ни требований по проверке достоверности информации, на основании которой начинается мониторинг образа жизни судьи.
Учитывая обязанность судьи сообщать о наличии признаков незаконного влияния (которые могут заключаться, в том числе, и в необоснованном начале мониторинга), крайне важно, чтобы процедура начала мониторинга (форма принятия решения о начале, исчерпывающие поводы и основания для принятия соответствующих решений, определения уполномоченных лиц, сроков и т. д.) были четко урегулированы в порядке, считают в ВСП.
Порядок не содержит оснований для принятия решения о проведении мониторинга образа жизни судьи, в нем изложено только описание информации, на основании которой такой мониторинг проводится.
Кроме того, основания проведения мониторинга должны быть очевидными и понятными не только для Национального агентства, но и для судьи.
По мнению членов Высшего совета правосудия, проблемой является и то, что проект не содержит требований о праве начать мониторинг лишь на основании достоверной информации.
«Учитывая, что законом к числу уполномоченных лиц Нацагентства отнесены председатель, зампредседателя НАПК, а также другие должностные лица, уполномоченные председателем; справку по результатам мониторинга (учитывая особую процедуру, которая вводится именно в отношении судей) согласовывает председатель НАПК или его заместитель, целесообразно, чтобы решение о начале мониторинга также принимали глава НАПК или его заместители или, по крайней мере, согласовывали его.
Только такая процедура может в достаточной мере гарантировать обоснованность начала процедуры мониторинга, а также исключать из процесса принятия решения неопределенный круг лиц - «руководителей структурных подразделений», - подчеркивает ВСП.
Не менее важно, по мнению ВСП, чтобы о начале мониторинга (а так же о его результатах) уведомляли и самого судью (а не только ВСП), и он имел право на предоставление соответствующих объяснений по фактам, проверяемым НАПК.
Кроме того, в проект Порядка следует предусмотреть порядок неотложного информирования о результатах мониторинга как органов судейского управления - Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета правосудия, так и судьи, считает ВСП.
А также – положения об обжаловании действий Национального агентства и его решений, принятых при осуществлении мониторинга.
ВСП также подчеркивает, что предложенный Порядок после его доработки с учетом предоставленных ВСП предложений подлежит государственной регистрации Министерством юстиции Украины.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.