Счетная палата Украины опубликовала разгромный отчет о том, почему в Украине не удалось внедрить электронное правосудие.
В частности, Счетная палата выяснила, что почти 103 млн грн при создании Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) были потрачены нерезультативно.
А модуль автоматизированного распределения судебных дел, который разрабатывался в рамках ЕСИТС, вовсе утерян.
«Осуществление расходов на оплату труда при отсутствии разработанного программного продукта имеет признаки уголовного преступления», - считает Счетная палата.
Куда пропал модуль распределения дел
Напомним, что речь идет о модуле, который собирались внедрить в 2019 году в рамках «облачной» концепции ЕСИТС, когда все процессы осуществлялись бы не на местах — в судах, а в едином центре. Это сэкономило бы человеческие и денежные ресурсы. А также позволило бы устранить попытки различного вида вмешательства в распределение дел. Модуль разрабатывали, тестировали в судах, но так и не внедрили, так как Высший совет правосудия в последний момент попросил ГСА отозвать запуск ЕСИТС.
«Автоматизированное распределение дел во всех судах сейчас осуществляется локально, на локальных базах данных, что во многих случаях вызывало нарекания на вмешательство в эту систему. Логика централизованного автоматизированного распределения в том, что программное обеспечение будет находиться в дата-центре, суды будут по каналам связи соединяться с соответствующим централизованным модулем, где и будет осуществляться автораспределение дел.
В старой версии автораспределения предполагалось отдельное внесение данных по табелям учета рабочего времени в суде. Сейчас предполагается, что эти данные дополнительно вносить не нужно — они будут автоматически использоваться из подсистемы бухгалтерского учета и кадров. То есть в одном месте будут заполняться один раз все данные», — так характеризовал облачную концепцию внедрения в судах Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) замглавы Государственной судебной администрации Сергей Чорнуцкий в июле 2018 года.
График подключения судов к указанному модулю должны были реализовать еще в конце 2018-2019 годах, чего не произошло. Затем, 7 ноября 2019 года, ГСА и вовсе отменила свой же приказ от 2 марта 2018-го «Об утверждении Концепции Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы» и утвердила новую «смешанную» Концепцию.
Счетная палата в своем свежем отчете отмечает следующее.
«В течение 2018-2019 годов для разработки модуля «Автоматизированное распределение» на оплату труда собственных работников ГП «Информационные судебные системы» использовали 873 тыс. гривен.
Созданное программное обеспечение во время аудита не продемонстрировано из-за его фактического отсутствия.
Осуществление расходов на оплату труда при отсутствии разработанного программного продукта имеет признаки уголовного преступления относительно присвоения, растраты имущества (средств) или завладения им путем злоупотребления служебным положением», - отмечает Счетная палата.
Во время заседания рабочей группы по цифровизации правосудия при Комитете ВР по вопросам правовой политики 21 июля ответственный за направление цифровизации заместитель председателя ГСА Сергей Чорнуцкий заявил, что «есть надежда, что модуль найдется».
«Счетная палата не смогла найти это программное обеспечение. Вернее, работники предприятия не смогли продемонстрировать этот модуль. На него было потрачено 800 тысяч грн. Сейчас предприятие осуществляет служебное расследование. По состоянию на сегодня им удалось найти, где оно стояло. Они его сейчас «поднимают». Но это еще не точно. Предварительно сказали, что вроде бы есть исходные коды и то программное обеспечение, которое тестировалось в судах в 2019 году. Программист сказал, что он надеется, что ему недели будет достаточно, чтобы его «поднять».
Если его не найдут, то лица, которые разрабатывали этот продукт или ответственные за контроль за ними, должны будут нести ответственность», - сказал Чорнуцкий.
Куда уходят налоги
«В течение 2018-2020 годов на построение и создание Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) Государственная судебная администрация Украины (ГСА) нерезультативно использовала почти 103 млн гривен. В итоге система до сих пор не функционирует, несмотря на проведение ряда организационных мероприятий. Об этом свидетельствуют результаты аудита эффективности использования средств государственного бюджета Государственной судебной администрацией на обеспечение мероприятий по информатизации», - отмечает Счетная палата.
«Отсутствие должного контроля со стороны ГСА как главного распорядителя средств и государственного заказчика проектов информатизации, а также ненадлежащее планирование и использование бюджетных средств не способствовали созданию системы.
Фактически средства, выделенные на строительство, внедрение и администрирование ЕСИТС, использованы:
- на зарплату работников подконтрольного ГСА Госпредприятия «Информационные судебные системы» (64,3 миллиона грн);
(при этом, отмечает Счетная палата, аудит установил, что ГП «Информационные судебные системы» привлекало к разработке ЕСИТС работников предприятия без соответствующего образования и квалификации в сфере информационных технологий: «Фактически, к построению ЕСИТС привлекали психолога, юриста, экономиста, учителя, эколога, металлурга, строителя, водителя»).
- услуги по внедрению, сопровождению и администрированию подсистем (модулей) ЕСИТС (21,1 млн грн);
- проведение двух аудитов (8,1 млн грн);
- разработку мероприятий по обеспечению создания и функционирования ЕСИТС (5,1 млн грн);
- приобретение компьютерного оборудования и серверов для разработки и тестирования программного обеспечения ЕСИТС (4,2 млн грн).
В общем, аудиторы отметили целый ряд системных непоследовательных решений при создании ЕСИТС. Это и необъективное определение сроков ее запуска, без учета сложности создания такой системы, и объединение функций разработчиков и администраторов, и квалификация кадров. Одной из причин такого положения является отсутствие в структуре ГСА Украины подразделения, ответственного за внедрение ЕСИТС», - отмечает Счетная палата.
«Должного контроля со стороны ГСА за выполнением всех требований к подсистемам (модулям) в соответствии с утвержденной Концепцией по построению Системы не обеспечено. ГП «Информационные судебные системы» фактически самостоятельно формировало концепцию построения системы, Техническое задание и технико-экономическое обоснование.
Из 19 подсистем (модулей), предусмотренных Концепцией, к первому полугодию 2021 введено в опытную эксплуатацию – 3 и в промышленную эксплуатацию – 1.
В промышленную эксплуатацию с 1 ноября 2020 введена только одна подсистема – «Единый контакт-центр судебной власти Украины».
Аудиторы установили, что ГП «Информационные судебные системы» приобрело за собственные средства (92,1 тыс. грн) подсистему «Единый контакт-центр судебной власти Украины».
К этому времени предприятие разработало аналогичный собственный программный продукт, который в процессе тестирования оказался непригодным к использованию.
При этом расходы на оплату труда работникам, которые принимали участие в такой разработке, только в 2019 году составили более 3 млн грн, а общие – почти втрое больше.
Таким образом, стоимость приобретения ГП «Информационные судебные системы» за собственные средства программного обеспечения, которое введено в промышленную эксплуатацию, почти в сотню раз ниже, чем объем затрат предприятия на создание аналогичного нетрудоспособного собственного программного продукта», - говорит Счетная палата.
На данный момент ожидается также отчет аудиторской службы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.