Из закона о правовом режиме военного положения предлагается исключить норму о невозможности прекращения полномочий Кабинета министров во время военного положения. Соответствующий законопроект 13407 зарегистрировала в Верховной Раде группа народных депутатов, среди которых Ярослав Железняк, Дмитрий Разумков, Ирина Геращенко, Наталья Пипа, Ярослав Юрчишин, Роман Костенко и другие.
Этот законопроект зарегистрирован на фоне информации об отставке премьер-министра Дениса Шмыгаля и, соответственно, перезагрузке всего правительства.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», статья 115 Конституции предусматривает, что отставка премьер-министра влечет за собой отставку всего состава Кабмина. Та же статья Конституции предусматривает, что Кабмин, отставка которого принята парламентом, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабмина.
В соответствии со статьями 13 и 15 закона о Кабмине, принятие Верховной Радой решения об отставке премьер-министра влечет за собой отставку всего состава Кабмина.
В то же время, статья 10 Закона «О правовом режиме военного положения» предусматривает, что в период действия военного положения не могут быть прекращены полномочия Кабмина.
Впрочем, согласно статье 17 Закона о Кабмине, правительство, находящееся в отставке по основаниям, предусмотренным статьей 13 этого Закона (в частности, по основанию отставки премьер-министра), продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабмина. Все члены Кабмина, находящегося в отставке, освобождаются от своих должностей с момента начала работы вновь сформированного Кабмина.
Таким образом, возник определенный правовой спор относительно того, запрещает ли в настоящее время закон о правовом режиме военного положения уйти в отставку Денису Шмыгалю.
Вместе с тем, авторы законопроекта предлагают обязать правительство перед прекращением полномочий предоставить Верховной Раде отчеты о выполнении Программы деятельности Кабмина, о выполнении закона о Государственном бюджете на соответствующий год и о ходе выполнения общегосударственных программ.
Законопроект предусматривает и ряд других изменений:
- процедура назначения на должность премьер-министра, формирования Кабмина устанавливается как Законом о Кабмине, так и Регламентом Верховной Рады;
- регламентируется порядок внесения коалицией депутатских фракций предложения Президенту относительно кандидатуры премьер-министра, а также предложения относительно кандидатур в состав Кабмина, предусматривается необходимость указания в таком представлении результатов голосования каждого члена коалиции за внесенную кандидатуру, и скрепление его подписями;
- кандидатов на должность премьер-министра и членов Кабмина предлагается обязать подавать мотивационные письма с изложением мотивов назначения на соответствующие должности и собственного видения будущей деятельности на этой должности;
- перед голосованием за персональный состав Кабмина вместе с представлением кандидатур должен подаваться проект Программы деятельности Правительства и т.д.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.