Правительство в лице Министерства внутренних дел зарегистрировало в Верховной Раде законопроект 13458 о внесении изменений в Дисциплинарный устав Национальной полиции относительно усовершенствования порядка проведения служебных расследований и обеспечения независимости дисциплинарных комиссий.
Законопроект разработан Национальной полицией во исполнение Государственной антикоррупционной программы, а именно для урегулирования системы предотвращения коррупции в деятельности Нацполиции, а также обеспечения общественного контроля при принятии решений относительно дисциплинарной ответственности полицейских за совершение проступков.
Законопроект предусматривает, что в состав дисциплинарных комиссий по проведению служебных расследований могут включаться представители общественности, имеющие безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет. Включение представителей общественности в состав дисциплинарной комиссии по правам человека осуществляется обязательно с учетом принципа пропорциональности.
Срок полномочий членов дисциплинарной комиссии по правам человека составляет 3 года.
Члены дисциплинарной комиссии по правам человека от общественности могут не прекращать выполнение своих обязанностей по месту основной работы (службы).
Законопроект вводит следующие нормы:
- Создание и функционирование 2 типов дисциплинарных комиссий:
- для проведения служебных расследований согласно сведениям о нарушениях полицейскими служебной дисциплины;
- по рассмотрению вопросов о нарушении полицейскими прав человека или гражданина (дисциплинарные комиссии по правам человека);
- Включение представителей общественности в состав дисциплинарных комиссий по правам человека осуществляется с учетом принципа пропорциональности;
- Утверждение количества и состава дисциплинарных комиссий центрального органа управления полиции Министром внутренних дел, а территориальных (в том числе межрегиональных) органов полиции – Главой Национальной полиции;
- Предоставление права председателям дисциплинарных комиссий для выполнения своих полномочий направлять запросы в органы (подразделения, учреждения) полиции, другие органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица с целью сбора материалов, необходимых для проведения служебного расследования;
- Сроки, основания и формы предоставления органами (подразделениями) полиции, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами информации дисциплинарным комиссиям, а также основания для отказа в предоставлении информации;
- Обязанность руководителя, уполномоченного налагать дисциплинарное взыскание на полицейского, при принятии решения о наложении или неналожении дисциплинарного взыскания руководствоваться заключением дисциплинарной комиссии по правам человека, а в случае несогласия с таким заключением прилагать к нему выраженное в письменной форме отдельное мнение с обоснованием своей правовой позиции, а также право применить дисциплинарное взыскание, отличающееся от предложенного дисциплинарной комиссией по правам человека, но не более чем на одну степень;
- Запрет вмешательства в работу дисциплинарных комиссий или предоставления их членам каких-либо указаний;
- Перечень дисциплинарных проступков полицейских, которыми нарушаются права и свободы человека и за которые дисциплинарная комиссия может, в частности, применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должности с оставлением на службе или увольнения со службы в полиции;
- Порядок утверждения заключения по результатам служебного расследования руководителем, который назначил служебное расследование.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.