Премьер-министр Украины Николай Азаров:
– Бесконечные очереди на регистрацию предприятий, запутанная процедура получения разрешений, непонятные инструкции создают лишь питательную среду для взяточничества и чрезвычайно затрудняют работу предпринимателей в стране. При этом главное, что все это только отпугивает инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, поэтому наша первоочередная задача — максимально упростить процедуры.
Зарегулировать те виды деятельности, где естественным барьером для недоброкачественных товаров и услуг должен быть сам потребитель, рынок, — бессмысленно и вредно для экономической свободы. Поэтому сегодня мы тщательно и взвешенно определимся относительно сокращения видов деятельности, подлежащих лицензированию
Последние месяцы депутаты ВР серьезно обеспокоились проблемами в сфере лицензирования. В мае они рассматривали и обсуждали два законопроекта, реформирующих лицензионную отрасль страны, под магически схожими номерами — 6153 и 6351. Один из них уже прошел в первом чтении, другой тоже получил одобрение, но пока только рекомендован к первому чтению после рассмотрения в профильном комитете. Кроме того, в мае был подан на рассмотрение и проект Градостроительного кодекса, который предлагает ввести совершенно новую схему для такого «кита» лицензионной системы, как строительная деятельность (подробнее в предыдущем номере «Судебно-юридической газеты). Объединяет все проекты законов не только схожесть в номерах и целях, но и причина их введения – устранить недостатки украинской системы лицензирования.
Законодательные инициативы
Те, кому приходилось хоть раз сталкиваться с получением лицензии в Украине, по собственному (и часто горькому) опыту знают, какие недостатки существуют в лицензионной сфере. Это и коррумпированность чиновников, и завышенные требования к обязательному пакету документов, и слишком широкий круг лицензируемых видов деятельности, часть которых, по логике, не должна лицензироваться вообще. Однако долгие годы государство не могло отказаться от роскоши выдавать «ненужные» разрешения, поскольку это приносит доход и в бюджет, и в «личный кабинет». Однако, видимо, стенания отечественного бизнеса стали слишком громкими, поскольку народные избранники, наконец-то, к ним прислушались. И не только они, но и премьер-министр Украины Николай Азаров, высказавший такое мнение: «Бесконечные очереди на регистрацию предприятий, запутанная процедура получения разрешений, непонятные инструкции создают лишь питательную среду для взяточничества и чрезвычайно затрудняют работу предпринимателей в стране. При этом главное, что все это только отпугивает инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, поэтому наша первоочередная задача — максимально упростить процедуры».
Первыми проявила инициативу сборная команда из различных политических фракций, которая подала 5 марта 2010 г. на рассмотрение ВР законопроект ? 6153 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности». Предполагается сократить перечень лицензируемых видов деятельности, чем и порадовать украинский бизнес. Среди «популярных» лицензий планируется убрать, например, лицензии на турагентскую деятельность, грузоперевозки, автомобилестроение и торговлю вторсырьем.
Недовольными существующей разрешительной системой оказались и трое «бютовцев» С.В. Соболев, Н.Ю. Королевская, С.А. Терехин, которые решили пойти еще дальше и инициировали законопроект ? 6351 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, и количества контролирующих органов». Даже исходя лишь из названия законопроекта, становится понятно, что в нем предлагается сократить перечень лицензируемых видов деятельности и органы, их выдающие и контролирующие, что, в принципе, служит основным недостатком существующей системы. А в части получения лицензий проект продвигает идею создания единого органа, полномочного выдавать лицензии и контролировать правомерность их использования. Этот проект закона был уже рассмотрен Комитетом по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства и рекомендован для принятия его за основу в парламенте.
Лицензиям – бой
К существенным недостаткам, требующим немедленного законодательного реагирования, авторы законопроектов относят и недавно предусмотренную возможность дополнять перечень лицензируемых видов деятельности на усмотрение депутатов, то есть – до бесконечности. В действующем ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» недавно был закреплен принцип (статья 3) о введении лицензирования отдельного вида хозяйственной деятельности в случае недостаточности других средств государственного регулирования, определенных соответствующим законом. То есть, если нескольким депутатам покажется, что государство не достаточно регулирует деятельность предприятий, скажем, в вопросе продажи семечек на остановках, то пожилым продавщицам придется всерьез задуматься о стратегии ведения своего «бизнеса».
«В последнее время наблюдаются неединичные попытки ввести дополнительное лицензирование тех или иных видов хозяйственной деятельности, обосновывая это различными мотивами», — говорят инициаторы упрощенной системы лицензирования. В частности, такие попытки предпринимались согласно законопроектам ? 4215 от 17.03.2009 г. (относительно введения лицензирования хозяйственной деятельности по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг); ? 2454 от 08.05.2008 г. (относительно внедрения лицензирования ввоза и реализации в Украине одежды и других изделий, которые использовались); ? 2421 от 22.04.2008 г. (относительно внедрения лицензирования отдельных услуг, связанных с охраной имущества); ? 2344 от 08.04.2008г. (относительно введения лицензирования оптовой торговли сахаром). Стоит заметить, что завуалировано введение лицензирования для этих видов хозяйственной деятельности имело целью управления конкуренцией, получение государством фискальной дохода, что вообще не присуще системе лицензирования.
Чтобы устранить такую возможность, в проекте ? 6351 было предложено ввести единые критерии, по которым будет приниматься решение относительно того, подлежит ли определенный вид хоздеятельности лицензированию или нет. Хочется отметить, что практическое внедрение в действующее законодательство единых критериев определения «лизензируемости» действительно может стать первым шагом на пути комплексного реформирования разрешительной системы в Украине.
А вы, друзья, как не садитесь…
Интересным представляется тот факт, что оба законопроекта по изменению лицензионных условий в Украине (?? 6153 и 6351) похожи как близнецы. Предлагаемые ими реформы мало чем отличаются. Разница заключается лишь в их авторстве и дате подачи. Оба проекта получили одобрение и движутся дальше по парламентской сессионной лестнице. Совсем скоро они могут быть приняты в целом, и в нашей стране, благодаря общему усилию всех политических фракций, настанет «лицензионная» оттепель.
Все же интересно получается, неужели «лицензионные» законопроекты так пришлись по душе всем политическим силам, что команда единомышленников из разных фракций парламента решила объединиться в «борьбе со злом» лицензионной системы? Тут вспоминается одно высказывание: «Единомышленник – это человек, поверивший в то, что твоя идея родилась в его голове». И, по сути, на сегодняшний день одна и та же идея «родилась в головах» всех основных политических игроков. Раз уж решили помочь народу решить проблемы лицензирования, так уж все вместе, дружно и организованно.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»
Акцент
Без лицензий станет лучше, без лицензий станет веселей!
Инициированные законопроекты предлагают кардинально изменить жизнь украинских предпринимателей к лучшему. И в первую очередь, с помощью сокращения перечня лицензируемых видов хозяйственной деятельности. Сегодня подлежат лицензированию 78 видов хозяйственной деятельности и почти 2250 видов работ, услуг, операций в этой сфере. Многие из лицензируемых видов деятельности не должны подвергаться процедуре получения разрешительных документов, говорят авторы законопроекта и здравый смысл.
Поэтому Законопроектом ? 6153 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» планируется исключить из перечня лицензируемых видов деятельности следующие:
- Внешнеэкономическая деятельность;
- Производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;
- Изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;
- Торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;
- Оптовая и розничная торговля пестицидами и агрохимикатами (только регуляторами роста растений);
- Предоставление услуг по перевозке грузов (предлагается оставить лицензирование только в отношении услуг по перевозке опасных грузов);
- Сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;
- Сбор, заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечней Кабинета Министров Украины);
- Выполнение топографо-геодезических, картографических работ;
- Пересылка почтовых переводов, простых и регистрируемых писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 килограммов;
- Турагентская деятельность;
- Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
- Посредническая деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика;
- Деятельность, связанная с производством автомобилей и автобусов.
Стоит отметить, что законопроектом также предусмотрены определенные критерии для решения вопроса о лицензировании того или иного вида деятельности. Так, предполагается закрепить единые критерии введения лицензирования. Согласно проекту, лицензия необходима, если вид работ (а) представляет повышенную опасность для жизни, здоровья, конституционных прав и свобод граждан, окружающей среды или безопасности государства, моральных основ общества, (б) связан с доступом к ограниченным природным или другим ресурсам. А если вид деятельности предприятия не отвечает такому критерию, то проектом предлагается исключить его из перечня лицензированных видов хозяйственной деятельности.