По официальной статистике в Украине физическими лицами – предпринимателями создано около 2 млн рабочих мест. Однако не все предприниматели придерживаются требований законодательства при трудоустройстве наемных работников
Правительство Украины продолжает убеждать народ, что будет делать все возможное для поддержки отечественного малого и среднего бизнеса. Вот только обращают на себя внимание то, что «поддерживать» – не означает «развивать».
Действительно, сегодня в Украине довольно просто открыть свое дело, имея хотя бы маломальский капитал. Многие граждане «засветились» в едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в качестве физического лица-предпринимателя. На первый взгляд, радует то, что законодательство позволяет предпринимателю выбрать упрощенную систему налогообложения – заплатил 200 грн. (максимум) единого налога в месяц и живи спокойно. А можешь еще и людям помочь, трудоустроив «у себя» до 10 граждан в год. Кстати, именно при привлечении труда наемных работников предпринимателя ожидают сюрпризы. Дело в том, что если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда или с участием в предпринимательской деятельности членов его семьи, то ставка единого налога увеличивается на 50% за каждого работника.
Не забудьте о фондах и трудовом договоре
Если вы решились попробовать себя в качестве предпринимателя, использующего труд наемных работников, то вам нужно знать следующее.
Во-первых, ваши взаимоотношения с работником полностью подпадают под действие КЗоТ Украины, ЗУ «Об оплате труда», ЗУ «Об обязательном общегосударственном пенсионном страховании» и многих других. Мы не будем затрагивать всю процедуру регистрации в качестве ФЛП, который собирается использовать наемный труд, укажем лишь, что после такой регистрации и получения соответствующего свидетельства предприниматель становится на учет в двух органах: в налоговой инспекции по месту жительства и в отделении Пенсионного фонда. Сам порядок постановки ФЛП на учет в ПФУ осуществляется на основании Постановления правления ПФ от 10 октября 2006 г. ? 14-4 «Об утверждении Порядка взятия на учет и снятия с учета в органах ПФ юридических лиц и физических лиц-предпринимателей как плательщиков страховых взносов». Следует отметить, что такая постановка осуществляется не вами, а вашим государственным регистратором (налоговым органом, в котором вы встали на учет). Однако это далеко не все, т.к. при использовании труда наемных работников вам необходимо будет «учитываться» и в остальных фондах социального страхования: общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, социального страхования по временной утрате трудоспособности, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Во-вторых, в соответствии с Постановлением КМУ от 29 октября 2009 г. ? 1168 «Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд» ФЛП следует предпринять определенные шаги. Так, принимая на работу гражданина, вы обязаны заключить с ним трудовой договор, типовая форма которого утверждена Приказом Минтруда и соцполитики от 6 июня 2001 года ? 206 «Об утверждении Формы трудового договора между работником и физическим лицом и Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом». Причем трудовой договор заключается обязательно даже при принятии работника с условием об испытательном сроке.
Вопросы испытательного срока четко регулируются ст. 26 – 28 КЗоТ. В частности, соглашение об испытательном сроке (который, как правило, не может превышать трех месяцев) должно быть выполнено в письменной форме. Это может быть либо договор с условием об испытании, либо приказ (распоряжение) о принятии на работу с испытательным сроком, в котором работник должен «оставить свой автограф», выражая согласие на такое условие. Между прочим, есть в законодательстве перечень граждан, которых нельзя «испытывать». Это, скажем, молодежь, не достигшая 18-летнего возраста, это лица, освобожденные в запас с военной или альтернативной службы, работники, принятые по переводу и др.
Но трудовой договор мало подписать обеими сторонами, его необходимо зарегистрировать в службе занятости (см. Инфосправку). После этого этапа вас уже можно поздравить, т.к. вы не только выполнили одно из основных требований законодательства о труде, но и перешли на следующий уровень – стали официальным работодателем, т.е. приобрели все обязанности нанимателя, предусмотренные трудовым законодательством Украины.
Оплата труда
Не следует забывать и об обязанностях нанимателя, связанных с оплатой труда. В соответствии со ст. 115 КЗоТ, зарплату вы должны выплачивать регулярно в рабочие дни в сроки, установленные договором, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16-ти календарных дней. Более того, в соответствии со ст. 24 Закона об оплате труда, выплата зарплаты должна осуществляться по месту работы. Законом запрещается проводить выплату в магазинах розничной торговли, питейных и развлекательных заведениях за исключением случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в этих заведениях лицам.
Правда, по личному письменному согласию работника выплата зарплаты может осуществляться через банковские учреждения, почтовыми переводами на указанный ими счет (адрес) с обязательной оплатой таких услуг за ваш счет. Наконец, своевременность и объемы выплаты зарплаты не могут быть поставлены в зависимость от осуществления иных платежей и их очередности. Да, не забудьте об отпусках и их оплате — все соответствующие правила также предусмотрены КЗоТ.
Расторжение трудовых отношений
Что касается прекращения трудовых отношений с принятыми вами работниками, то следует руководствоваться уже упомянутым Постановлением КМУ ? 1168. В частности, в случае расторжения трудового договора по вашей инициативе по основаниям, определенным КЗоТ (о таких случаях мы уже рассказывали в предыдущих номерах «Судебно-юридической газеты»), вы обязаны в письменном виде сообщить о своем намерении работнику и в определенные сроки провести предусмотренный законодательством расчет.
Статья 116 КЗоТ четко устанавливает, что при увольнении работника выплата всех сумм проводится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то названные суммы могут быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Если ваш работник считает, что заслужил большего и требует сумму, повыше, чем ту, которую вы ему насчитали, выплачивайте неоспариваемый размер, а все остальное пусть он доказывает в суде. Да, и шутки с порядком расчетов плохи, т.к. ст. 117 КЗоТ определяет, что в случае невыплаты (по вашей вине) всего причитающегося уволенному работнику и при отсутствии спора о размере выплаты вы «обязаны выплатить работнику его средний заработок за все время задержки расчета по день фактического расчета».
Важно помнить, что уволенному работнику предоставлено право обжаловать увольнение в суде.
Юлия Габдуллина,
«Судебно-юридическая газета»
Нота бене
Регистрация трудового договора в службе занятости
Трудовой договор мало подписать обеими сторонами, его необходимо зарегистрировать в службе занятости.
Для регистрации трудового договора физическое лицо – предприниматель (AKG) должен в недельный срок с момента фактического допущения работника к работе предоставить в Государственную службу занятости по своему месту жительства пакет документов:
1) сам трудовой договор (уже подписанный ФЛП и работником) в трех экземплярах;
2) свидетельство о государственной регистрации ФЛП;
3) справку соответствующей налоговой инспекции о присвоении ФЛП идентификационного номера;
4) копию такой справки;
5) трудовую книжку работника и паспорта (предпринимателя и работника).
Кроме того, в службу занятости предприниматель должен прийти вместе с работником, трудовой договор с которым регистрируется. Если же такой возможности нет, то его подпись в трудовом договоре должна быть нотариально удостоверена (п. 2 Постановления КМУ от 29 октября 2009 г. ? 1168 «Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд»).
Служба занятости регистрирует трудовой договор в книге регистрации трудовых договоров, после чего два экземпляра договора (с отметкой о регистрации) возвращается предпринимателю, третий же хранится в службе занятости. ФЛП обязан вручить работнику под расписку один экземпляр договора в течение 3-х дней со дня его получения, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации, а также вернуть работнику трудовую книжку с записью о приеме на работу (п. 3 Постановления ?1168).
Для снятия государственной службой занятости с регистрации трудового договора, предпринимателю необходимо предоставить экземпляр трудового договора, заявление о снятии его с регистрации с указанием даты увольнения работника и оснований его увольнения; копии документов, подтверждающих направление работнику письменного сообщения о намерении расторгнуть с ним договор (заказным письмом с сообщением о вручении), а также копии документов, подтверждающих проведение предусмотренного законодательством расчета с работником.
Получив все документы, государственная служба занятости в течение 3-х рабочих дней снимает трудовой договор с регистрации, о чем делается соответствующая запись в книге регистраций и сообщает об этом работнику. Кстати, по обращению работника, не присутствующего во время снятия трудового договора с регистрации, должностное лицо службы занятости в течение 3-х рабочих дней с даты обращения делает соответствующую отметку в выданном ему экземпляре трудового договора и удостоверяет в трудовой книжке запись об освобождении (увольнении), сделанную работодателем.