Порой некоторые граждане в силу недостаточной юридической подкованности становятся жертвой непрофессионализма, а то и целенаправленных противоправных действий представителей госорганов. И в результате оказываются в сложной, а подчас и абсурдной ситуации, выход из которой найти не так просто. В таком положении оказались и несколько читателей, чьи письма в редакцию стали поводом для написания этой статьи.
Представьте, что решение суда исполнено, но спустя несколько лет оказалось, что все еще не снят арест с вашего имущества, и продать, обменять или подарить вы его из-за этого не можете. При этом никаких документов у вас на руках не осталось. Найти крайних тоже затруднительно: исполнительная служба заявляет, что дела давно уж нет в архиве, и отправляет в суд. В свою очередь, обращение в суд не дает положительных результатов, поскольку такого дела в суде, естественно, тоже не оказывается. «Судебно-юридическая газета» выясняла возможные пути решения возникшей проблемы.
Снимите арест немедленно!
В соответствии с нормами ЗУ «Об исполнительном производстве», арест имущества должника применяется для обеспечения реального исполнения решения и может налагаться государственным исполнителем в т. ч. путем вынесения постановления об аресте имущества должника и объявления запрета на его отчуждение. Конечно, первая мысль, которая возникает, – взять данные о деле из реестра залогового имущества, обращение к которому и выявило «оплошность» работников исполнительной службы. Но что делать, если речь идет о давнем деле, когда еще не было электронного реестра? Соответственно, когда такой реестр появился, все архивные данные вносились вручную, и не факт, что делалось это тщательно. Например, вместо полных реквизитов исполнительного документа (№, дата, ФИО исполнителя и т. д.), на основании которого производился арест имущества, могли указать только его название, наименование исполнительной службы и данные должника.
В любом случае, арест на имущество должен снять или сам отдел государственной исполнительной службы (ОГИС), или суд (при условии, что суд его и налагал). Поэтому, в зависимости от ситуации, обращаться придется как в ОГИС, так и в суд. В первом случае, согласно положениям ЗУ «Об исполнительном производстве», арест с имущества должника может быть снят по постановлению начальника соответствующего отдела государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, если обнаружено нарушение порядка наложения ареста, установленного Законом. Конечно, то, что исполнитель забыл (а то и не собирался) снять арест, на первый взгляд, не относится к нарушению порядка наложения ареста. Но, с другой стороны, несвоевременное снятие ареста разве не является нарушением, если рассматривать его с точки зрения нарушенных прав одной из сторон исполнительного производства, в частности, должника? Ведь в соответствии с нормами ЗУ «Об исполнительном производстве», государственный исполнитель имеет право налагать арест на имущество должника и запрет на его отчуждение. Вместе с тем, нормы этого же закона обязывают госисполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Логично, что нарушенное право, в данном случае неснятый арест с имущества лица, которое исполнило решение суда, необходимо восстановить.
Поэтому, обращаясь в ОГИС с требованием о снятии ареста с имущества, необходимо аргументировать именно тем, что арест является незаконным и нарушает ваше право как собственника владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом. И, по большому счету, нет вашей вины в том, что арест с имущества не был снят. Закон четко оговаривает, что исполнительное производство подлежит окончанию в случае фактического выполнения в полном объеме решения по исполнительному документу. Об окончании исполнительного производства государственный исполнитель выносит постановление с обязательной мотивировкой оснований вынесения, которое утверждается начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. Копии постановления в 3-дневный срок направляются сторонам. В случае окончания исполнительного производства арест, наложенный на имущество должника, снимается. Иначе говоря, закрыть производство, уведомить стороны и снять арест – это обязанности ОГИС.
При этом не будет лишним вместе с письмом предоставить в ОГИС (если есть возможность) письменное подтверждение бывшего кредитора о том, что долг погашен в полном объеме. Но даже если его нет – не беда, ведь сомнения ОГИСа, что вы уплатили задолженность и арест можно снимать, будут маловероятными. Сроки исполнительного производства четко определены, а потому арест не может быть наложен на бессрочно-длительное время – если должник не рассчитывается, такое имущество продают. Собственно, его для этого и арестовывают – как гарантию исполнения обязательства.
Куда пойти, кому платить
Нелогичным будет обращаться в суд, чтобы он снял арест с вашего имущества, наложенный ОГИСом, однако весьма логичным будет через суд заставить ОГИС снять такой арест. И оснований для этого несколько. Первое заключается в том, что должностное лицо (исполнитель) ограничил (считай, нарушил) ваше право как собственника на полноценное владение, распоряжение и пользование имуществом. Т. е. жить-то в доме или ездить на авто вы можете, а вот продать его или подарить, увы, нет. Второй аспект претензий заключается в том, что ОГИС в лице исполнителя не исполнил обязательства, возложенные на него законом, т. е. не закончил начатое исполнительное производство, хоть должник и исполнил решение суда в полном объеме.
Еще одним вариантом, при котором, возможно, удастся сдвинуть дело с мертвой точки, можно считать обращение в прокуратуру и Министерство юстиции. Прокуратура должна будет отреагировать, поскольку именно на нее возложено осуществление прокурорского надзора за соблюдением и правильным применением законов, в т. ч. и со стороны исполнительной службы. В любом случае, если 100%-ного результата обращение в прокуратуру не даст, то, как минимум, заставит нерадивых чиновников исполнительной службы вести себя более адекватно и хоть что-то делать для разрешения сложившийся ситуации. В противном случае в бездействии работников исполнительной службы можно запросто усмотреть служебную халатность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам других лиц. А за определением существенного вреда далеко ходить не нужно. Скажем, вы хотели продать дом или машину, потому что кому-то из ваших близких нужны деньги на лечение, а из-за допущенной халатности не только продать не можете, но и взять кредит, потому что имущество все еще находится под арестом.
В Минюст же стоит обратиться хотя бы потому, что принудительное исполнение решений ОГИС осуществляет, являясь частью системы органов Министерства юстиции Украины. И в заключение хочется отметить, что любой шаг должностного лица должен быть зафиксирован на бумаге. Особенно щепетильным в этом плане стоит быть в случае, когда речь идет о погашении вами задолженности. Поэтому необходимо требовать все документы, подтверждающие открытие, закрытие или иные процедуры, связанные с исполнительным производством, вплоть до того, что после получения письменного подтверждения о снятии ареста с имущества исполнителем стоит это проверить, обратившись за выпиской самостоятельно.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Нота бене
Освобождение имущества из-под ареста
Государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства вправе наложить арест на имущество должника. При этом лицо, которое считает, что имущество, на которое наложен арест, принадлежит ему, а не должнику, может обратиться в суд с иском о признании права собственности на это имущество и об освобождении его из-под ареста. В случае принятия судом решения или вынесения им постановления, связанного со снятием запрета и освобождением таких объектов из-под ареста, заинтересованная сторона – участник судебного процесса, получив соответствующее судебное решение (постановление), должна в установленном порядке обратиться с ним в орган исполнительной службы. В этом случае государственный исполнитель обязан принять меры к выполнению такого решения, в т. ч. внесению надлежащих данных в Единые государственные реестры запретов и отчуждения объектов недвижимого и движимого имущества.
Окончание исполнительного производства в случае уплаты должником полной суммы долга по исполнительному документу до реализации арестованного имущества должника тянет за собой определенные правовые последствия – действие ареста имущества должника в этом случае прекращается.
При этом следует помнить, что имущество должника может быть освобождено из-под ареста:
1) при наличии письменного заключения эксперта о невозможности или нецелесообразности реализации арестованного имущества должника в связи со значительной степенью его износа или повреждением;
2) когда затраты, связанные с обращением взыскания на имущество, превысят денежную сумму, за которую оно может быть реализовано. В таких случаях имущество освобождается из-под ареста постановлением государственного исполнителя не позднее следующего дня с момента, когда ему стали известны такие обстоятельства, и утверждается начальником соответствующего органа ГИС. Копии данного постановления направляются сторонам и соответствующему органу (учреждению) для снятия ареста.
Кроме того, имущество должника может быть освобождено из-под ареста по постановлению начальника соответствующего отдела ГИС, которому подчинен государственный исполнитель, если во время рассмотрения соответствующей жалобы должника были выявлены нарушения установленного Законом Украины «Об исполнительном производстве» порядка наложения ареста. Копии постановления об освобождении имущества должника из-под ареста не позднее следующего дня направляются сторонам и соответствующему органу (учреждению) для снятия ареста. Во всех остальных случаях незавершенного исполнительного производства арест с имущества должника может быть снят только по соответствующему решению суда.