Процесс реформирования правосудия в Украине начался с обретения Украиной независимости и продолжается до сих пор. Наиболее яркие изменения пришлись на 2010–2012 гг. В частности, принят Закон «О судоустройстве и статусе судей», а также ряд других законов, существенно изменивших ситуацию в сфере осуществления правосудия. Однако, несмотря на принятые меры, остаются нерешенными отдельные проблемы, в частности касающиеся обеспечения доступного и справедливого правосудия, повышения профессионального уровня судейского корпуса, усиления гарантий независимости судей, улучшения условий их профессиональной деятельности и т. д. Это обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы в данной сфере, в т. ч. в части изменений конституционных положений, касающихся регулирования вопросов правосудия в Украине.
Парламентская Ассамблея Совета Европы, Венецианская Комиссия неоднократно обращали внимание на то, что без внесения соответствующих изменений в украинскую Конституцию невозможно будет реформировать судебную власть согласно европейским стандартам и ценностям. И вот 4 декабря с. г. на очередном заседании Комиссия по вопросам правосудия Конституционной Ассамблеи Украины (далее – КАУ) одобрила концептуальные принципы усовершенствования конституционного регулирования правосудия в Украине, которые 6 декабря 2012 г. были представлены на третьем пленарном заседании КАУ. Наиболее интересные моменты этого документа анализировала «Судебно-юридическая газета».
Комиссия предложила несколько подходов, с учетом которых должна осуществляться конституционная реформа в части усовершенствования правосудия. Условно их можно разделить на следующие группы: система судоустройства, процедура отбора и назначения судей, усиление гарантий независимости судей, формирование Высшего совета юстиции.
Система судоустройства
Предлагается:
изменить принцип построения системы судов Украины с территориального на экстерриториальный с целью уменьшения административного давления на суды и улучшения доступа к правосудию, а также ввести в систему судоустройства принцип инстанционности;
закрепить на конституционном уровне полномочия Верховного Суда Украины как наивысшего судебного органа;
закрепить все положения, касающихся Конституционного Суда Украина и его судей, в отдельном разделе Конституции Украины;
вопросы о создании, реорганизации и ликвидации судов решать исключительно через принятие законов по представлению соответствующего органа судебной власти (Высшего совета юстиции);
создать систему мировых судов, институты альтернативных (внесудебных) способов решения правовых споров;
закрепить в качестве конституционной гарантии право граждан на суд присяжных и на их участие в осуществлении судопроизводства как народных заседателей.
Отбор и назначение (избрание судей)
Предлагается:
устранить политические структуры от формирования кадрового состава судов и решения вопроса ответственности судей;
обеспечить формирование кадрового состава судов и ответственность судей перед единым государственным органом – Высшим советом юстиции;
сохранить испытательный срок пребывания судьи в должности (назначение впервые), который является мощным антикоррупционным фактором и обеспечивает более качественное формирование судейского корпуса;
увеличить возрастной ценз для занятия должности судьи (с 25 до 30 лет);
увеличить срок стажа работы по специальности, необходимый для занятия должности судьи (с 3 до 5 лет);
увеличить возрастной ценз пребывания в должности судьи (с 65 до 70 лет);
решение вопросов о назначении судей на административные должности в судах возложить на органы судейского самоуправления – коллективы судей;
избрание на должность судьи бессрочно отнести к полномочиям Высшего совета юстиции;
Усиление гарантий независимости судей
Предлагается:
усилить ответственность за любое влияние на суд и отказаться от института увольнения судьи за нарушение присяги как такого, поскольку он не содержит конкретных оснований относительно юридической ответственности судьи;
обеспечить надлежащую социальную защиту судей и их семей;
определить в Госбюджете расходы на содержание каждого суда отдельно.
Формирование и функционирование Высшего совета юстиции
Предлагается:
формировать ВСЮ в соответствии с тем, что половина его членов должны быть судьями, которые избраны судьями;
члены Совета должны исполнять свои обязанности на постоянной основе;
исключить из состава ВСЮ Генерального прокурора Украины.