Электронный суд: повлияют ли инновационные технологии на оперативность судебного процесса?
Согласно приказу Государственной судебной администрации Украины №72, с 17 июня 2013 г. во всех местных и апелляционных судах общей юрисдикции введен порядок обмена электронными документами между судом и участниками судебного процесса. Однако на текущий день осуществлять такую пересылку суд может в одностороннем порядке и только параллельно с пересылкой документов на бумажных носителях. Воспользоваться такой процедурой может участник процесса, зарегистрированный в системе обмена электронными документами, размещенной на официальном веб-портале судебной власти Украины, и подавший заявку на получение в электронном виде процессуальных документов по конкретному делу.
По мнению разработчиков программы, электронный документооборот позволит значительно сократить время рассмотрения судебных споров и уменьшить судебные издержки на почтовую переписку, а также расширит возможности граждан в плане доступа к правосудию. В то же время, в нормативно-процессуальные документы, регламентирующие процедуру судопроизводства, пока не внесены изменения, позволяющие предоставить электронному документу статус процессуального. Кроме того, к переводу переписки в электронную плоскость не готовы те участники процесса, которые в силу объективных причин не имеют доступа к интернету.
Оправдает ли себя электронный суд, и какие еще препятствия встанут на пути его внедрения, выясняла «Судебно-юридическая газета».
В соответствии с указом Государственной судебной администрации Украины №72, ст. 145, 146, 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей», положением о ГСА, решением Совета судей Украины №38 от 29.02.2008 о создании Единой судебной информационной системы, и с целью обеспечения своевременного получения участниками судебного процесса (уголовного судопроизводства) повесток, сообщений и других документов во время рассмотрения судебных дел, с 17 июля 2013 г. в местных и апелляционных судах общей юрисдикции введен порядок обмена электронными документами между судом и участниками судебного процесса. Информация об этом была размещена на веб-сайтах судов, а также на информационных стендах в их помещениях.
Одна сторона медали
Суть электронного суда заключается в том, что все процессуальные документы могут быть направлены сторонам процесса по электронным адресам, полученным на основании соответствующих заявлений и последующей регистрации в электронной системе документооборота. Здесь следует оговориться, что невзирая на нормы приказа ГСА №7 «Документооборот между участниками процесса», пока электронный режим будет использоваться только в одностороннем порядке, т. е. отсылка электронных документов будет производиться только судом. При этом суд не освобождается от обязанности дублировать электронные сообщения «бумажными» аналогами в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, из всех ранее перечисленных авторами идеи преимуществ пока электронный документооборот способен обеспечить только оперативность. В дальнейшем же прогнозируется, что это нововведение поможет:
- уменьшить количество ошибок, связанных с документооборотом;
- упростить деятельность сотрудников суда, избавив их от бумажной волокиты;
- уменьшить издержки на почтовую рассылку;
- избежать коррупционных схем в рамках документооборота;
- расширить возможности граждан в плане доступа к правосудию;
- решить экологические проблемы, связанные с чрезмерным расходом бумаги.
Законодательный коллаж
Однако, несмотря на полезность разработанного механизма, остаются неучтенными множество факторов. Например, приказ ГСА №72 не подкреплен законодательными положениями, регламентирующими обмен электронными документами именно между сторонами судебного процесса. Поэтому для того, чтобы представить себе, чем является электронный документ, необходимо проанализировать ряд нормативно-правовых актов, не имеющих отношения к судопроизводству.
Впервые на уровне закона понятия электронного документа и электронной цифровой подписи были определены Законом №2346-III «О платежных системах и переводе денег в Украине», принятом в 2001 г. В частности, в ст. 18 этого закона было указано, что электронный документ при соблюдении всех требований имеет одинаковую юридическую силу со своим бумажным аналогом. До принятия указанного Закона соответствующие положения содержались в правилах организации защиты электронных банковских документов (постановление НБУ №280от 10.06.1999).
В мае 2003 г. Верховная Рада приняла Закон №851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», который определяет понятия электронного документа и электронного документооборота, закрепляет признание юридической силы электронных документов, определяет права, обязанности и ответственность субъектов электронного документооборота. Одновременно был принят и Закон №852-IV «Об электронной цифровой подписи».
В сентябре 2003 г. был принят Закон №1280-IV «О телекоммуникациях», которым впервые в украинском законодательстве определены термины «Интернет», «адрес сети Интернет», «адресное пространство сети Интернет», «домен UA» и т. д.
От термина к предмету
Таким образом, под электронным документом следует подразумевать документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты. Одним из таких реквизитов является электронная подпись, которая используется для идентификации подписчика. Оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр, а копией – его бумажный эквивалент. Данный документ имеет юридическую силу, которая не может быть опровергнута из-за электронной формы. В то же время, проблема использования электронных документов в судебном процессе, например, для их подачи как основания для обжалования, пока остается нерешенной. По мнению судей, в пакет документов следует вкладывать «бумажные» документы, утвержденные подписью судьи и печатью суда.
Электронный документооборот – это совокупность процессов создания, обработки, отправки, передачи, получения, хранения, использования и уничтожения электронных документов, которые создаются с применением проверки целостности и, в случае необходимости, с подтверждением факта их получения. Как разъяснили «Судебно-юридической газете» руководители аппарата судов, подтверждение об электронной отправке документа будет распечатываться в момент его отправки и подшиваться в дело.
Датой и временем отправки электронного документа считаются дата и время, когда отправка не может быть аннулирована отправителем. А вот полученным документ считается с момента поступления автору от адресата сообщения в электронной форме о получении этого электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством или предварительной договоренностью между субъектами электронного документооборота. В случае непоступления к автору подтверждения факта получения электронного документа считается, что документ адресатом не получен. Каким образом подтверждение будет предоставляться участниками процесса, пока остается невыясненным.
Срок хранения электронных документов на электронных носителях информации должен быть не меньше срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге.
«Пустая» база?
Законом «О судоустройстве и статусе судей» внесены изменения в Кодекс административного судопроизводства, которые должны были облегчить «финансовую жизнь» админсудов. Так, в ст. 38 КАСУ указано, что субъекту властных полномочий текст повестки посылается по адресу электронной почты или на номер факса, которые содержатся в Единой базе данных электронных адресов, номеров факсов (телефаксов) субъектов властных полномочий. В переходных положениях упомянутого закона КМУ поручили утвердить положение о единой базе данных. 5 января 2011 г. правительство приняло постановление, которым предусмотрело, что информационная система используется судами в соответствии со ст. 38 КАСУ, а ее создание, функционирование и совершенствование порядка ведения обеспечиваются за счет расходов, предусмотренных в бюджете для содержания ГСА.
Держателем единой базы данных является ГСА. А вот субъект властных полномочий должен заполнить на официальном веб-сайте ГСА форму сообщения, указав свое полное наименование, идентификационный код в соответствии с ЕГРПОУ, юридический, почтовый, электронный адреса и номер факса, на которые может быть послан текст повестки. Эта база создана для оперативного обмена информацией. К тому же, экономятся средства бюджета. Однако анализ состояния информации, содержащейся в базе данных, показал ее неудовлетворительное наполнение. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. количество зарегистрированных субъектов властных полномочий составляло 12% их общего числа.
Чтобы исправить ситуацию, ГСА разработала проект новой редакции положения о Единой базе данных электронных адресов, номеров факсов (телефаксов) субъектов властных полномочий. Суть изменений заключается в том, что администратор автоматизированной системы документооборота самостоятельно будет создавать электронные почтовые ящики субъектам властных полномочий с последующим предоставлением им доступа. С одной стороны, это будет способствовать 100%-ному наполнению базы данных, а с другой – обеспечит возможность получения судами подтверждений о поступлении электронных сообщений адресатам. Такой механизм позволит в дальнейшем расширить возможности использования электронного документооборота при взаимодействии судов и других органов власти и обеспечит интеграцию базы в систему «Электронный суд».
Стала ли сказка былью?
Необходимо отметить, что сама идея повальной информатизации всех сфер общественной жизни, включая и судопроизводство, заложена Законом №537-V «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007–2015 годы», принятым с учетом Декларации ООН «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». Реальными же чертами она была наделена в Стратегическом плане информатизации судебной системы Украины, разработанном рабочей группой по вопросам инноваций ГСА совместно с коллегами из США. Отметим, что суды США, как и суды РФ, широко используют возможности интернет-технологий, а вот на вопрос, приживутся ли данные инновации в украинском судопроизводстве, однозначного ответа нет.
По мнению председателей судов общей юрисдикции, краеугольным камнем данной проблемы может стать финансовое обеспечение, а точнее, его отсутствие. Насколько известно «Судебно-юридической газете», в Госбюджете на 2013 г. средства на внедрение этого проекта не предусмотрены. Более того, служители Фемиды указывают, что в сфере судопроизводства есть более важные секторы для дополнительного финансирования – например, оплата труда сотрудников аппарата, которые, осуществляя квалифицированный труд, получают зарплаты наравне с неквалифицированными работниками.
Кроме того, высказываются опасения относительно восприятия этой инициативы физическими лицами. Так, если для участников процесса-юридических лиц электронный документооборот представляется в порядке вещей, то для физических лиц это может стать серьезной проблемой ввиду отсутствия доступа к интернету. Настораживает и то, что ГСА не обнародовала никаких данных по итогам пилотного проекта, внедренного до 17 июня в 15 судах общей юрисдикции. Таким образом, составить однозначное мнение об электронном суде можно будет только после того, как этот проект будет опробован всеми процессуальными субъектами.
КОММЕНТАРИИ
Виталий Живаев,заместитель генерального директора ГП «Информационно-судебные системы»
– С 17 июня в местных и апелляционных судах запущен односторонний обмен электронными документами, который подразумевает направление судебных документов сторонам процесса по электронному адресу в случае наличия соответствующего заявления и предварительной регистрации на сайте mail.gov.ua. При регистрации создается так называемая подписка на отправку электронных документов, позволяющая автоматически отсылать документ участнику процесса одновременно с его занесением в автоматизированную систему документооборота. После отсылки на электронный адрес суда приходит подтверждение о том, что данный документ находится в почтовом ящике участника процесса. До внедрения этого проекта в качестве обязательного он был внедрен как пилотный в 15 судах общей юрисдикции.
К концу года мы планируем создать на портале судебной власти персональный кабинет пользователя, с помощью которого сторона процесса сможет подать любой процессуальный документ в электронном варианте. В этом персональном кабинете можно будет подписать пакет документов электронной цифровой подписью, сертифицированной авторизированным центром выпуска ключей. В ответ участник процесса получит подтверждение о том, что документ доставлен в суд, а затем о том, что документ зарегистрирован под единым уникальным номером дела. Далее стороне будут высылаться все процессуальные документы, принятые судом.
Наталья Чумак,руководитель аппарата Апелляционного суда Киевской области
– Система электронного документооборота стартовала совсем недавно, поэтому говорить о том, насколько она себя оправдывает, непросто. Чтобы иметь возможность пользоваться данной системой, сторонам необходимо зарегистрироваться в домене и получить уникальный ключ, с помощью которого они будут удостоверять документы. Очевидно, в этой части внедрения проекта возникли определенные технические проблемы, в связи с которыми ГСА в последний момент издала приказ о том, что электронную рассылку документов пока может осуществлять только суд. Протокол отправки электронного документа может быть распечатан и приобщен к материалам дела. Относительно же процессуального статуса электронных документов пока нет отдельных процессуальных положений. Очевидно, что если данные нормы не будут внесены в кодифицированные нормативно-правовые акты, они будут регулироваться другими законами. Аналогичная система уже несколько лет довольно успешно работает в Грузии.
Инна Алеева,член Совета судей Украины, судья ВХСУ
– Безусловно, технологии, внедренные в работу судопроизводства, должны отвечать современным требованиям. Отдельные элементы электронного суда наличествуют в каждом суде. Это, например, система электронного делопроизводства, а также Единый реестр судебных решений. Вопрос в том, насколько готовы к электронному документообороту сами участники процесса. Очевидно, что внедрение высоких технологий предполагает доступ к ним обеих сторон. Однако не секрет, что на данный момент не все стороны судопроизводства могут быть обеспечены таким доступом. Кроме того, мы знаем, что на сегодня внедрение любого проекта предполагает, в первую очередь, финансирование, а суды испытывают в нем недостаток. Если Минфин учтет запросы ГСА, это повлечет за собой необходимость внесения изменений в Госбюджет.
При условии, что будут соблюдены все процессуальные, а также технические требования, электронный документооборот будет тем механизмом, который полностью себя оправдает.
Елена Мелешак,председатель Шевченковского районного суда Киева
– Идея электронного документооборота, безусловно, заслуживает внимания. Внедрение этого механизма позволит значительно уменьшить почтовые расходы, которые составляют основную статью расходов при осуществлении судопроизводства. Кроме того, появится возможность повысить оперативность обмена информацией, поскольку не нужно будет тратить время на почтовую пересылку. Это позволит более оперативно рассматривать дела. Конечно, на данном этапе суды, наряду с электронными документами, должны высылать и их бумажные аналоги. Однако, если система заработает так, как того ожидают, со временем мы сможем говорить о том, что документальное взаимодействие между сторонами может полностью перейти в виртуальную плоскость. Следует указать, что просьбы об отправке документов по электронной почте ранее имели место от процессуальных сторон. Правда, такие ходатайства носили единичный характер.
Андрей Волков, член Совета судей административных судов, судья КОАС
– Пока данный механизм не начал работать так, как прогнозируют его разработчики, говорить о результатах рано. В принципе, ГСА сделала правильный шаг, запустив пилотный проект. Правда, насколько я знаю, его результаты не были обнародованы. Например, мне было бы интересно ознакомиться с тем, как данный проект был воспринят самими судьями, а также участниками процесса.
Надо сказать, что еще до внедрения этого механизма процессуальные стороны обращались с ходатайствами о пересылке судебных уведомлений по электронной почте. Данный вариант взаимодействия суда со сторонами процесса действительно является более надежным и оперативным, поскольку не секрет, что документ, отправленный по почте, может попасть к адресату через довольно длительное время по разным причинам – это и смена места проживания или юридического адреса, и забывчивость адресата относительно проверки почтового ящика. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что процессуальные стороны положительно воспримут предложенную процедуру. Особенно это относится к юридическим лицам, большая часть документооборота которых ведется в электронном виде. Безусловно, для них будет значительно проще взаимодействовать с судом именно в этой плоскости. Что же касается физических лиц, то следует обратить внимание на то, что многие из них не имеют доступа к интернету в силу объективных и субъективных причин.
Роман Бойко, зампредседателя Хозяйственного суда Киева
– На данный момент в Хозяйственном суде города Киева данная система не заработала в силу объективных причин. Сейчас мы занимаемся их устранением, и думаю, что в ближайшее время наш суд сможет воспользоваться этим механизмом. Такая процедура, безусловно, значительно повлияет на качество и оперативность процесса, что, в свою очередь, будет иметь прямое отношение к правам граждан на доступ к правосудию и рассмотрение судебных споров в разумные сроки. Кроме того, значительно сократятся издержки на пересылку документов на бумажных носителях, а также уменьшится нагрузка на сотрудников суда, в обязанности которых входит обеспечение надлежащего уведомления сторон.
Руслан Кирилюк, глава Государственной судебной администрации Украины
– К сожалению, в пилотном проекте «Электронный суд» было намного меньше участников, чем мы надеялись, поэтому есть риск, что выявить все возможные проблемы при использовании нового функционала программы не удалось. Однако основные функции работают стабильно, и это позволяет нам двигаться вперед.
Несмотря на определенную инертность как участников судебных дел, так и судов, я убежден, что обмен документами в электронном виде – объективная реальность, которая уже имеет место, и с каждым днем мы будем ощущать это все сильнее. Отправление электронных документов сторонам, по моему мнению, станет привычным делом уже в течение года, возможно, двух лет. Сложным является вопрос о подаче документов в электронном виде участниками процесса. Мы должны быть готовы к ней, хотя это более далекая перспектива. В наше время высоких технологий все меняется очень быстро.