Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Конкуренция парламента и Министерства финансов Украины за «законодательные инструменты» по реформированию налоговой системы продолжается. Проблема в том, что стороны хоть и работают на единую цель, однако никак не могут прийти к консенсусу. Более подробно в том, какой видят налоговую реформу представители законодательной и исполнительной власти, а также в сути их разногласий разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Разные «инструменты»
Дебаты по поводу налоговой реформы все продолжаются. Очередное обсуждение ее проблемных вопросов состоялось 19 ноября под эгидой Киевского международного экономического форума (КМЭФ). К дискуссии были привлечены представители Министерства финансов и народные депутаты, которые принимали участие в разработке парламентского варианта налоговой реформы, а также широкий круг экономических экспертов.
Налоговая политика – один из наиболее важных факторов развития украинского бизнеса. Сегодня для всех уже очевидно, что налоговая система страны нуждается в реформировании. Реальная макроэкономическая ситуация в Украине в 2014–2015 гг. демонстрирует неутешительные результаты: резкое падение национальной экономики, снижение доходов и покупательной способности граждан, сокращение капитальных инвестиций, износ основных средств. И это лишь незначительная часть того, что происходит на самом деле.
Дефицит доходов бюджета, а точнее, его разрывы правительство пытается компенсировать не за счет кардинального пересмотра и оптимизации системы государственных расходов, а за счет роста уровня перераспределения ВВП через бюджет путем повышения налоговой нагрузки. Доля распределения ВВП через бюджет и государственные внебюджетные фонды в последние годы достигла 43–48%, что приводит к:
- созданию административно управляемой экономики с максимальным вмешательством государства в экономические процессы;
- централизации властных полномочий;
- сокращению темпов развития регионов;
- снижению инвестиционной активности предприятий;
- дальнейшему охлаждению национальной экономики;
- ослаблению стимулов к повышению производительности труда.
В то же время, сохранение на прежнем высоком уровне и даже рост стоимости рабочей силы, особенно из-за значительного размера единого социального взноса и отсутствия разветвленной системы вычетов по налогу на доходы физических лиц, приводит к замораживанию легального уровня оплаты труда, оттоку квалифицированных кадров за границу, дальнейшему стихийному перемещению доходов населения в теневой сектор. В сочетании с недостатком собственных оборотных средств и ограниченными источниками привлечения инвестиций все это и вынуждает говорить о реформировании налоговой системы.
Для реформирования любой отрасли необходимы законодательные основы. В этом вопросе сложилась неприемлемая с точки зрения гражданского общества и экспертов коллизия: существуют два отдельных проекта налоговой реформы от разных авторов – Министерства финансов и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, которые до сих пор не договорились между собой.
Почему сложилась такая ситуация? По словам депутатов, в парламенте с марта этого года ждали от Кабмина решительных действий по разработке и внедрению нового Налогового кодекса. Но ожидания не были оправданы, и депутатский корпус решил взять инициативу на себя. Результатом этих усилий стал законопроект №3357, который поддержали 115 депутатов. Справедливости ради следует отметить, что сначала разработка нового Налогового кодекса была поручена Министерству экономического развития и торговли, которое должно было подготовить комплексный документ, однако в конце концов ответственным КМУ определил Министерство финансов.
Депутатский проект
Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» №3357 от 26.10.2015, разработанный народными депутатами, является законодательным инструментом так называемой «либеральной налоговой реформы». Им предлагается внести ряд изменений в НК и другие законы. Например, по администрированию налогов предлагаются следующие изменения:
- внедрение электронного кабинета налогоплательщика – онлайн-доступ налогоплательщиков к управлению лицевым счетом (учет платежей, авансов, переплат, зачеты, налоговый долг);
- переход к новой системе апелляционных обжалований плательщиками решений контролирующих органов – второй уровень апелляций перемещается в Министерство финансов Украины;
- введение института налоговых консультантов с использованием опыта Польши и Германии как наиболее удачного (помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представление интересов плательщика в суде и налоговых органах);
- реализация административной реформы – разделение функций формирования и реализации государственной фискальной политики. Министерство финансов становится единым центром принятия управленческих решений в сфере бюджетно-фискальной политики;
- демилитаризация налогового контроля – ликвидация налоговой милиции и создание нового правоохранительного органа (службы финансовых расследований) в рядах Министерства финансов;
- переход к новой структуре фискальных органов: налоговые инспекции смогут осуществлять только сервисные функции, без функций налогового контроля.
Изменения по налогу на прибыль предприятий:
- прогрессивная реформация объектов налогообложения;
- снижение базовой ставки налога до 15% (действующая 18%);
- налоговый период – календарный год;
- сумма налога, уплаченная в течение года, учитывается при определении суммы налога по итогам года;
- четкие переходные положения – накопленные переплаты по налогу на прибыль по состоянию на 01.01.2016 учитываются в уменьшении суммы налога на прибыль в последующих отчетных периодах;
- облагается распределенная прибыль в виде начисленных дивидендов, выплачиваемая в пользу физических лиц, неплательщиков налога на прибыль, нерезидентов и т. д.
По налогу на добавленную стоимость:
- снижение ставки налога до 15% (действующая 20%). Ставка 15% является минимальной стандартной ставкой по законодательству ЕС (директива 2006/112/ЕС о совместной системе НДС);
- решение проблемы вымывания оборотных средств плательщиков;
- запрет на отмену контролирующим органом сумм налогового кредита по формальным признакам: налоговый кредит может быть отменен только в случае обнаружения ошибки в ИНН или в формировании его по необлагаемым операциям и т. п.
По акцизному налогу:
- введение акцизной накладной как обязательного электронного документа при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке;
- предотвращение случаев реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, на которые не уплачен акцизный налог;
- постепенное увеличение в течение 3 лет (в 2016–2018 гг.) ставок акцизного налога на спирт, алкогольные напитки и пиво – на 15% ежегодно, а на табачные изделия – на 20% ежегодно.
По налогу на доходы физических лиц:
- уменьшение базовой ставки НДФЛ до 10% (действующая 15/20%);
- установление ставки 5% на дивиденды, выплачиваемые плательщиками распределенной прибыли, ставки 20% – на дивиденды, которые выплачиваются плательщиками распределенной прибыли, на выигрыши, призы, подарки;
- увеличение до 10 прожиточных минимумов, установленных для нетрудоспособных лиц (это максимальный размер назначения пенсии), порога для налогообложения пенсий (действующая редакция – от 3 МЗП или 3654 грн);
- установление распределения 50/50 уплачиваемого НДФЛ между местными бюджетами по месту жительства и по месту работы налогоплательщика и т. д.
По единому социальному взносу:
- установление единой ставки ЕСВ 20%;
- отмена максимальной величины базы начисления ЕСВ;
- отмена ЕСВ, который удерживается из заработной платы (дохода) работников-физических лиц – 2%, 2,6%, 2,85%, 3,6% и 6,1%;
- установление для всех самозанятых лиц единой базы начисления ЕСВ – суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно, но не меньше минимального страхового взноса;
- распространение на самозанятых лиц страхового покрытия на случай временной потери трудоспособности и несчастного случая на производстве (сегодня добровольное участие);
- временное зачисление ЕСВ с дохода свыше 17 минимальных зарплат на персонифицированный счет физического лица в Ощадном банке с выплатой при наступлении пенсионного возраста – до полноценного внедрения системы накопительного пенсионного страхования и мн. др.
По словам председателя Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктора Галасюка, депутаты предлагают «либерализовать налогообложение: снизить ставки по некоторым направлениям и существенно упростить администрирование. Налоговая функция должна превратиться из карательной в сервисную. Наша модель реформы смещает акценты с краткосрочного фискального подхода к стимулированию роста экономики – за счет отмены авансовых взносов, освобождения от налогообложения реинвестированной прибыли и т. п. Реформа учитывает тот факт, что более 50% экономики Украины находится в тени, а это большие резервы для развития. И очень важно, что предложенная парламентом реформа является результатом многостороннего обсуждения в экспертной среде и поддерживается бизнес-ассоциациями».
Предложения Минфина
Министерство финансов в вопросе реформирования налоговой системы призывает очень осторожно подходить к радикальному уменьшению ставок налогов. «По большинству позиций наш законопроект совпадает с парламентским. Но сегодня мы не можем так резко снижать ставки. В первую очередь надо смотреть на расходы, а не на доходы. Если мы уменьшим доходы, но не оптимизируем расходы, будем иметь очень существенный минус в бюджете и, соответственно – риск невыплаты зарплат и пенсий, сложности с обслуживанием внешних и внутренних долгов», – отметил директор департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Николай Чмерук. Кроме того, представители исполнительной власти подчеркивают, что резкое снижение ставок может иметь обратный эффект для бизнеса. Если государство в результате быстрого сокращения доходов и отсутствия выхода из тени зарплат получит «дыру» в бюджете (по некоторым оценкам, она может достичь 150 млрд грн), фискальные органы могут начать закрывать ее за счет усиления давления на существующие предприятия. Ведь выход экономики из тени, который мог бы компенсировать дефицит бюджета, не может произойти в течение года.
Если проанализировать международные налоговые системы, то можно отметить наличие в большинстве высокоразвитых стран ЕС высокого уровня налогообложения. Эти страны, с одной стороны, используют потенциал достаточно эффективного (у них) рыночного саморегулирования и регуляторные возможности налогов, а с другой – стремятся улучшить динамику и качество социально-экономического развития путем формирования надежной финансовой базы для устранения государством «провалов рынка».
Как известно, чрезмерная централизация ВВП угнетает предпринимательскую инициативу, вызывает тенизацию экономических отношений и, сужая базу налогообложения, подрывает финансовые основы функционирования государства. Согласно теории Лаффера (снижение налогов не должно привести к росту дефицита госбюджета), максимального роста ВВП, как и максимальных налоговых поступлений, можно ожидать лишь при оптимальном уровне налогообложения. Высокоразвитые страны ЕС, с одной стороны, могут существенно повышать уровень налогообложения без заметного отрицательного влияния на экономическое развитие (у субъектов рынка остается достаточно финансовых ресурсов для уплаты налогов и обязательных платежей), а с другой – имеют возможность способствовать росту ВВП с помощью относительно рациональной (у них) финансовой деятельности государства.
Но важно не забывать, что Украина, к сожалению, пока не является высокоразвитой страной. И реформировать ее налоговую систему надо с учетом особенностей ее экономического состояния. Хотя проблем в налоговой системе Украины действительно очень много.
Представители обеих ветвей власти (парламента и Министерства финансов) солидарны в том, что структуру расходов нужно в корне пересматривать в сторону уменьшения. Однако спорных вопросов, к сожалению, намного больше. Остается надеяться, что две конкурирующие в данном вопросе стороны продолжат переговорный процесс и смогут сблизить свои позиции. Ведь конечным результатом и главной целью должна быть налоговая реформа, которая сможет дать реальный импульс развитию украинской экономики.
П. Порошенко предложит компромиссный вариант налоговой реформы
Президент Петр Порошенко предложит компромиссный вариант налоговой реформы взамен консервативного «проекта Минфина» и либерального «проекта Южаниной», сообщил лидер фракции БПП Юрий Луценко.«Встреча руководителей фракций и комитетов с правительством не вышла на результат, однако дальнейшее продолжение разговора в присутствии Президента Украины в Администрации Президента показало, что мы близки к компромиссу. Таким компромиссом сможет быть внесенный от имени Президента подготовленный совместной рабочей группой парламента и правительства законопроект, где предварительно оговариваются две по 20% и две по 18% ставки налогов и налоговая амнистия с соответствующими выплатами за ранее декларированное имущество», – заявил Ю. Луценко и добавил, что за основу «проекта Порошенко» будет взят депутатский законопроект. При этом он подчеркнул, что без нового Налогового кодекса принятие Государственного бюджета на 2016 г. невозможно.
Отметим, что «проект Южаниной» – это проект налоговой реформы, под которым подписались более 100 народных депутатов. Он предполагает снижение налога на доходы физических лиц до 10%, налога на добавленную стоимость – до 15%, единого социального взноса – до 20%, а также переход к налогу на распределенную прибыль по ставке 15%. Международный валютный фонд резко раскритиковал этот проект. Постпред Фонда Жером Ваше заявил, что он сокращает ставки по всем основным налогам, но не предусматривает сокращения расходов. «Мы как партнеры Украины не можем поддержать проект налоговой реформы в таком виде», – сказал он.
Правительство намерено настаивать на принятии за основу менее радикальной концепции Минфина. Правительственная версия, согласно презентации, предполагает установить большинство ставок на уровне 20%. Министр финансов Наталья Яресько ранее на пресс-конференции заявила, что ее предложение предусматривает снижение поступлений в Госбюджет на 60 млрд грн, тогда как альтернативные проекты – на 150–200 млрд. Она также подчеркнула, что Украине пора перестать придумывать какую-то «свою» налоговую реформу и начать делать то, что предлагает МВФ.