Реформа правосудия: что предлагает Президент

12:27, 30 ноября 2015
Газета: 46 (314)
Исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения...
Реформа правосудия: что предлагает Президент
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Facebook и Telegram.

Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Процесс преобразования судебной системы конституционным путем обретает более четкие очертания. Так, 25 ноября с. г. Президент Украины Петр Порошенко внес в парламент проект изменений в Конституцию в части правосудия (№3524),разработанный Конституционной комиссией. Безусловно, до его принятия в целом состоится еще немало дискуссий, поэтому опишем основные моменты, которые предлагает глава государства.

Спецсудам быть?

В законопроекте №3524 определено, что судоустройство строится по принципам территориальности и специализации и определяется законом. Суд создается, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит в Верховную Раду Президент после консультаций с Высшим советом правосудия. Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины. Согласно закону могут действовать высшие специализированные суды. Отдельно в проекте указывается, что с целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела. В то же время, законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Также в проекте устанавливается судебный контроль за исполнением судебных решений.

Вводится новый орган, ответственный за назначение, увольнение, перевод и дисциплину судей – Высший совет правосудия. Он состоит из 21 члена. 10 из них выбирает съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке и по 2 назначают Президент, Верховная Рада, съезд адвокатов, всеукраинская конференция прокуроров, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений. Председатель ВСУ входит в Совет по должности. Срок полномочий членов ВСП составляет 4 года. При этом одно и то же лицо не может занимать должность 2 срока подряд. Член Высшего совета правосудия не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности (кроме должности председателя Верховного Суда), выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой. Член ВСП должен принадлежать к юридической профессии и соответствовать критерию «политической нейтральности». Законом могут быть предусмотрены дополнительные требования к члену ВСП.

Новый институт – конституционная жалоба

Вводится институт конституционной жалобы. Конституционный Суд решает вопрос о соответствии конституционности закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны.

Что касается формирования и полномочий КСУ, проектом определено следующее. Отбор кандидатур на должность судьи Конституционного Суда осуществляется на конкурсной основе в установленном законом порядке. Количество его судей прежнее – 18. Судьей КСУ может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, который на день назначения достиг 40 лет, имеет высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 15 лет, высокие моральные качества, а также является юристом с признанным авторитетом.

Без согласия КСУ его судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания во время или сразу после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Оценивание пройдут все

Иммунитет судьи будет исключительно функциональным. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судья занимает должность бессрочно. Назначение на должность судьи осуществляется по конкурсу, кроме случаев, определенных законом. Отметим, что усиливаются требования к кандидатам в судьи. Претендовать на судейское кресло может гражданин Украины не моложе 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 5 лет, компетентный, добросовестный и владеющий государственным языком. Законом могут быть предусмотрены и дополнительные требования. Для судей специализированных судов, в соответствии с законом, могут быть установлены иные требования по образованию и стажу профессиональной деятельности.

Исключается возможность увольнения судьи за нарушение присяги. Новыми основаниями для увольнения являются: совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности; несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность; нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Полномочия судей, назначенных на должность сроком на 5 лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом. Судьи, избранные бессрочно, продолжают осуществлять свои полномочия до увольнения или до прекращения их полномочий по основаниям, определенным Конституцией.

Предусмотрено также оценивание действующих судей. Так, согласно новым нормам в переходных положениях, соответствие занимаемой должности судьи, который назначен на должность сроком на 5 лет или избран судьей бессрочно до вступления в силу Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», должно быть оценено в порядке, определенном законом. Выявление по результатам такой оценки несоответствия судьи занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этики или добропорядочности или отказ судьи от такой оценки являются основанием для увольнения судьи. «Судьи, которые не будут отвечать этим критериям, или если будет установлено их несоответствие данным критериям, должны быть уволены. Те же, кто соответствуют, смогут остаться и выполнять свои обязанности судьи. На место уволенных через процедуру прозрачного конкурса будут привлечены новые судьи, которые сейчас не работают в органах судебной власти. Конечно, нужно будет уделить внимание гарантиям и вопросам обеспечения, чтобы сделать эти судейские должности привлекательными для профессионалов, которые смогут прийти и повысить качество правосудия», – заявил замглавы Администрации Президента Украины Алексей Филатов.

Практически монополия

В законопроекте определяется, что каждый имеет право на профессиональную юридическую (дословно – «правничу») помощь. Исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения. Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, относительно выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.

Представительство исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном Суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 г.; в судах апелляционной инстанции – с 1 января 2018 г.; в судах первой инстанции – с 1 января 2019 г. Представительство органов государственной власти и местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 г. Представительство в суде в процессах, начатых до вступления в силу данного Закона, осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу, до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, которые не подлежат обжалованию.

У прокуратуры остаются полномочия: поддержание публичного обвинения в суде; организация и процессуальное руководство досудебным расследованием; решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства; надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка; представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом.

Примечательно, что Верховная Рада лишь предоставляет согласие на назначение на должность и увольнение Президентом Генерального прокурора. Кроме того, парламент лишается права выразить недоверие Генпрокурору, что влечет его отставку.

Кратко о перспективах

Далее Верховная Рада должна будет направить проект в Конституционный Суд для получения вывода относительно соответствия Конституции. После получения такого вывода может быть поставлен вопрос о голосовании за проект закона в первом чтении. «Желательно сделать все это в рамках этой сессии, чтобы уже на весенней сессии можно было голосовать за принятие закона в целом и таким образом ускорить движение судебной реформы», – отмечал А. Филатов.

Однако найдется ли в парламентских рядах консолидированное большинство, пока под большим знаком вопроса. В частности, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец (фракция «Народный фронт») раскритиковал президентский проект, отметив, что голосовать за него не будет. В частности, спорным он назвал лишение Верховной Рады права высказывать недоверие Генеральному прокурору. Также, по его словам, многие депутаты будут настаивать на ликвидации специализированных судов и введении трехзвенной системы. О том, что еще одним наболевшим вопросом является требование уволить всех судей и назначить весь судейский корпус заново, а не просто провести оценивание, «Судебно-юридическая газета» писала не раз. Более подробно о проекте Президента с комментариями специалистов читайте в следующем номере.

Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду