Регистрация на широкий выбор

12:40, 30 ноября 2015
Газета: 46 (314)
Значительно расширены возможности нотариусов, ведь они могут регистрировать не только готовые объекты, но и объекты т. н. первичного рынка недвижимости...
Регистрация на широкий выбор
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Facebook и Telegram.

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Парламент принял законы, которые расширяют полномочия органов местного самоуправления по предоставлению административных услуг. Речь идет о законопроектах №2981, №2982 и №2983. В последний были включены нормы о регистрации органов местного самоуправления и объединенных территориальных общин. На принятии этих законопроектов в ходе заседания ВР настаивал министр юстиции Павел Петренко.

Монополии нет, выбор есть

Действительно надо отметить, что Минюст приложил немало усилий для того, чтобы данный пакет документов был принят. «Все полномочия по регистрации бизнеса и недвижимости передаются местным органам власти, объединенным общинам и нотариусам. Это вводит систему конкуренции и уничтожает монополию государства на эти сервисы», – не раз говорил министр юстиции. Отметим, что нотариусам право регистрации имущества было предоставлено ранее, однако только в ходе сделок. Т. е. клиент (покупатель), который приходил к нотариусу оформлять куплю-продажу недвижимости, уже был избавлен от необходимости регистрировать покупку в регистрационной службе, т. к. нотариус в ходе сделки вносил в реестр все необходимые данные об объекте недвижимости и новом владельце. Однако, если лицо, уже имеющее недвижимое имущество, желало зарегистрировать его без какой-либо сделки, к нотариусу за такой услугой оно обратиться не могло, так как у последнего не было таких полномочий.

Ныне возможности нотариусов значительно расширены – они могут регистрировать не только готовые объекты, но и объекты т. н. первичного рынка недвижимости. Например, квартиру в доме, где только начато строительство, или имущественные права на объекты незавершенного строительства, если возникает такая необходимость в процессе застройки. Также значительно расширены возможности в процессе регистрации и некоторых иных нотариальных действий в местных органах власти. По прогнозам специалистов, услуги, предоставленные ими, будут в разы дешевле аналогичных услуг нотариусов. Однако эксперты высказывают ряд опасений. Смогут ли так называемые специалисты центров предоставления админуслуг в местных советах достойно заменить нотариуса, чтобы потом жителю отдаленного села не пришлось тратить сэкономленное время и деньги, ездить в суд и отстаивать свои права?

Впрочем, юристы считают, что принятие этого пакета законов можно считать достойным продолжением реформирования регистрационной службы. По мнению специалистов, эти новшества коснутся не менее 20 млн украинцев, которые каждый год обращаются в органы юстиции за разного рода сервисами.

Регистрация бизнеса больше не будет столь хлопотной?

На это уже давно надеялись как украинцы, так и их зарубежные партнеры. Закон, дающий старт и надежду в упрощении регистрации бизнеса в Украине, был принят в вышеозначенном пакете. Речь идет о законопроекте №2983 «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований». В рамках этого закона органы местного самоуправления, местные госадминистрации, нотариусы, банки получили полномочия по проведению действий по регистрации юридических лиц и ФЛП.

Кроме прочего, документ предусматривает создание цельного реестра на базе государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, цельного лицензионного реестра, реестра документов разрешительного характера, цельного реестра социальных формирований, реестра публичных объединений и цельного реестра учреждений, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве. Кроме того, данный закон полностью запустит электронные сервисы (ныне они работают в тестовом режиме). Так, нормы закона стимулируют введение принципа экстерриториальности в пределах всей Украины и предоставляют возможность подачи электронных документов для проведения всех регистрационных действий. Также закон обещает отмену бумажных выписок из учредительных документов и вводит систему их получения в электронном виде через Портал электронных сервисов.

Отметим, что все вышеперечисленные новации теоретически начнут работать с 1 января 2016 г. Практически же надежды на это мало, поскольку, как отмечают те же нотариусы, закон есть, а подробных инструкций и положений, разъясняющих процесс проведения операций, нет, и основная армия, на которую сегодня возлагают надежду чиновники – это более 7 тыс. нотариусов. Последние же хоть и рады возможности получать дополнительный доход, но все же не спешат бросаться головой в омут, поскольку несут материальную ответственность за свои действия. Поэтому в ближайшее время может сложиться ситуация, при которой украинцы смогут получать менее профессиональные, несущие определенный риск услуги в органах местного самоуправления или продолжать выстраиваться в очереди за услугами департамента государственной регистрации, поскольку найти нотариуса, желающего помочь, будет весьма проблематично. Всем известно, что похожая ситуация на сегодня сложилась с оформлением наследства, поскольку очень немногие нотариусы работают в этом направлении.


Законопроект №2981 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно финансового обеспечения предоставления административных услуг органами местного самоуправления» является техническим и направлен на обеспечение реформирования регистрационной службы. Он предполагает направить в местные бюджеты доходы от административного сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, платы за сокращение сроков предоставления услуг в сфере такой регистрации и за предоставление других услуг, связанных с регистрацией недвижимости. Предложенная пропорция распределения средств предполагает, что 85% поступлений направят в общий фонд, а 15% – в специальный, тогда как сейчас распределение осуществляется в обратной пропорции. 


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Оксана Сыроид, вице-спикер Верховной Рады

– Услуги, которые должны быть максимально приближены к людям, наконец, постепенно передаются туда, где должны быть. Только важно создать достаточно предохранительных механизмов в самом законе так, чтобы не было соблазна злоупотреблять законом: сроками, тарифами и т. д. Совершенно естественным является то, что услуги будут предоставляться на местном уровне. Теперь необязательно обращаться за этими услугами по месту регистрации – можно обратиться по месту фактического проживания или к регистратору, которому вы доверяете.

Василий Яницкий, народный депутат Украины

– Сегодня в сельской местности предоставление нотариальных услуг является перманентным, непостоянным из-за отдаленности населенных пунктов от районных центров и городов. Недостаточное транспортное сообщение между ними приводит к значительным денежным и временным затратам на указанные услуги, а также делает невозможным получение надлежащего доступа к нотариальным услугам, чем создает особые проблемы для жителей сельских населенных пунктов. С другой стороны, в селах и небольших городах ведение нотариальной практики становится просто экономически невыгодным, поэтому нотариальные услуги там не предоставляются. В течение последних 10 лет осуществляется ряд мероприятий по приближению нотариальных услуг к населению, проживающему в сельской местности. В частности, совершенствуется нормативно-правовая база, разрабатываются новые графики работы государственных нотариальных контор, возлагаются обязанности по обслуживанию населения на нотариальные конторы, находящиеся поблизости, организуется работа выездных общественных приемных с привлечением государственных и частных нотариусов, среди населения проводится информационно-разъяснительная работа.

Павел Петренко, министр юстиции Украины

– Министерство юстиции – первое министерство, которое пошло по пути кардинального изменения системы. После принятия этих законов никаких функций по регистрации недвижимости и бизнеса Минюст совершать не будет. Украинские граждане очень хорошо и положительно воспринимают новации, которые упрощают их жизнь. Украинцы не хотят общаться с государственными служащими, и это нормально. Абсолютно нормальным является желание каждого налогоплательщика, чтобы чиновники упрощали ему жизнь. Мы отменяем советскую процедуру выдачи свидетельств о праве собственности. Это документ с голограммами, которые сотнями тысяч закупало государство. Частные конторы на этих голограммах зарабатывали немалые средства. Мы отменяем такие свидетельства как класс. Право собственности на имущество будет подтверждаться электронной выдержкой.

Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду