Национальное агентство по предотвращению коррупции объясняет, почему не каждый, кто сообщил о коррупции, может стать разоблачителем.
Отмечается, что ЗУ "О предотвращении коррупции" определяет совокупность условий, при которых лицо может приобрести статус обличителя и претендовать на особые правовые гарантии и вознаграждение.
Одно из условий - требования к источнику, от которого обличителю стала известная информация о коррупции.
Источником такой информации может быть:
- трудовая деятельность - когда лицо узнало о коррупционном правонарушении при непосредственном исполнении трудовых обязанностей. Например, уведомление работника организации о предложении взятки за принятие определенных решений любому из его коллег;
- профессиональная деятельность - когда лицо узнало о коррупционном правонарушении во время осуществления профессиональной деятельности. Например, аудитор при проверке финансовой деятельности частного предприятия, выполняющего государственный заказ, обнаружил факты махинаций со средствами, в частности, завышение стоимости работ и услуг, оплачиваемых за счет государственного бюджета;
- хозяйственная деятельность: в качестве примера обличитель может сообщить о коррупционных правонарушениях во время осуществления предпринимательской деятельности (служебные злоупотребления должностных лиц во время проведения тендеров, закупок, предоставления услуг и т.п.), или препятствования осуществлению предпринимательской деятельности;
- общественная деятельность: в качестве примера член совета общественного контроля при государственном органе сообщает о конфликте интересов в деятельности дисциплинарной/кадровой комиссии этого органа;
- научная деятельность - например, сообщения об академической недобропорядочности, как плагиат;
- прохождение службы: в качестве примера статус обличителя может приобрести военнослужащий, которому стало известно о коррупции во время несения им службы;
- обучение - обличителем в таком случае может быть студент заведения высшего и профессионального высшего образования, узнавший о коррупции во время учебного процесса;
- участие в предусмотренных законодательством процедурах, обязательных для начала определенной деятельности, прохождения службы или обучения, например требование неправомерной выгоды при поступлении в вуз или участие в конкурсе на занятие вакантных должностей государственной службы и т.д.
В НАПК подчеркнули, что если информация о коррупционном правонарушении стала известна лицу не в связи с его деятельностью, или же не соблюдены другие условия, предусмотренные Законом, в случае осуществления уведомления лицо будет считаться заявителем в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства или ЗУ «О обращение граждан.
В каждом случае уполномоченные органы обязаны реагировать на сообщения, однако разница в статусе обуславливает разный объем и специфику правовой защиты личности.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.