В преддверии неформальной встречи членов Совета ассоциации Украина-ЕС, которая состоится 8 декабря, Европейский Союз 1 декабря опубликовал свой годовой отчет о реализации Соглашения об ассоциации с Украиной.
В отчете описывается реализация Украиной реформ в соответствии с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС за последний год.
«Несмотря на дестабилизирующие действия России, конфликт на востоке и вспышку пандемии коронавируса, Украина продолжала продвигаться по пути реформ. Крайне важно, чтобы политические лидеры Украины продолжили эти усилия и сделали реформы необратимыми, особенно в том, что касается верховенства закона. Украинский народ этого ожидает», - сказал Высокий представитель/вице-президент Еврокомиссии Жозеп Боррель.
Комиссар по вопросам соседства и расширения Оливер Вархели добавил: «ЕС будет продолжать поддерживать Украину в продвижении программы реформ, чтобы полностью реализовать и воспользоваться преимуществами Соглашения об ассоциации, а также смягчить негативное влияние кризиса, вызванного коронавирусом. Мы ожидаем, что Украина будет поддерживать общие ценности демократии, верховенства права, уважения международного права и прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Наша общая цель – поддержать стратегическую ориентацию Украины на более тесную интеграцию с Европейским Союзом».
В отчете подчеркивается быстрая законодательная деятельность, которая характеризовала первые месяцы работы нового парламента и правительства Украины, что, по мнению европейцев, «отражает ожидания граждан Украины»: «Ключевые реформы, такие как банковская и земельная реформа, также были продвинуты, несмотря на вспышку пандемии коронавируса».
В сферах правосудия, верховенства права и борьбы с коррупцией, отмечается в отчете, произошло несколько положительных сдвигов, в частности, Высший антикоррупционный суд вынес свои первые вердикты.
Сотрудничество между Национальным антикоррупционным бюро Украины и Специализированной антикоррупционной прокуратурой улучшилось, «но количество обвинительных приговоров по расследованиям коррупции пока остается низким».
«В то же время недавние решения Конституционного Суда Украины поставили под сомнение достижения страны в борьбе с коррупцией и подтвердили, что серьезная судебная реформа остается жизненно важной», - отмечает ЕС.
Также там напомнили, что с 2014 года ЕС вместе с европейскими финансовыми учреждениями мобилизовал беспрецедентный пакет поддержки в размере более 16,5 млрд евро в виде грантов и кредитов для поддержки реформ в Украине.
Законопроект Зеленского 3711 не годится
«Срок полномочий членов ВККС истек, а создание нового ВККС было заблокировано, что затруднило процессы отбора судей и оценку квалификации. Провести конкурсы по набору новых судей не удалось, и пока имеется около 2 000 судейских вакансий.
В феврале 2020 года КСУ вынес решение по судебной реформе 2016 года. Хотя КСУ установил, что создание нового Верховного Суда (ВС) соответствовало Конституции Украины, КСУ признал ликвидацию (предыдущего) Верховного Суда Украины неконституционной и пришел к выводу, что его судьи должны продолжать осуществлять свои полномочия в качестве судей нового ВС.
Законопроект № 3711, направленный на решение вышеупомянутых вопросов, был зарегистрирован в парламенте в июне 2020 года. Он предусматривает ослабление роли международных экспертов в процессе отбора, дает больше полномочий нереформированному Высшему совету правосудия и не предоставляет адекватных механизмов для обеспечения подотчетности и честности его членов», - подчеркивается в Отчете ЕС. («Draft Law No. 3711 aimed at addressing the above-mentioned issues was registered in Parliament in June 2020. It foresees a weakened role of international experts in the selection process, gives more powers to the unreformed HCJ and it does not provide adequate mechanisms for ensuring the accountability and integrity of its members»).
«Заключение Венецианской комиссии по законопроекту было опубликовано в октябре. 5 ноября проект закона (3711) был возвращен пленарным залом в Комитет по правовой политике, чтобы включить рекомендации Венецианской комиссии перед повторным первым чтением.
Параллельно украинские власти работают над отдельным законопроектом, касающимся реформы и проверки членов Высшего совета правосудия, как того требует новая программа МВФ и макрофинансовая помощь ЕС», - подчеркивает ЕС.
Решение КСУ
Не обошли вниманием в Отчете и решение КСУ №13-р/2020.
«27 октября КСУ объявил неконституционной часть антикоррупционного законодательства Украины, которое касается системы электронного декларирования государственных должностных лиц и политиков, а также основных полномочий Национального агентства по предупреждению коррупции.
Решение вызвало значительную общественную критику, так как оно поставило под сомнение реформы, которых требовали украинские реформаторские силы после Майдана и международное сообщество, в том числе на условиях в рамках последовательных программ МВФ, Макрофинансовой помощи ЕС, Плана действий по либерализации визового режима (VLAP) и контракта на государственное строительство от 2014 года.
В парламенте был зарегистрирован ряд законодательных инициатив, направленных как на восстановление антикоррупционного законодательства, так и на реформу КСУ, но они еще не рассмотрены», - отмечается в Отчете.
Переаттестация прокуроров
Закон о реформе государственной прокуратуры вступил в силу в сентябре 2019 года после назначения нового Генерального прокурора с установленными полномочиями, ориентированными на реформы. Эта значительная реформа предусматривает проверку всех прокуроров в Украине, процесс, который продолжается и продлится до декабря 2020 года. Ожидается, что новый закон приведет к сокращению штата прокуратуры на одну треть (с 15 000 до 10 000 человек).
Первый этап процесса – аттестация около 1300 прокуроров в Генеральной прокуратуре – был успешно завершен в конце декабря 2019 года, в результате чего было уволено 55% прокуроров.
По результатам аттестации на региональном уровне тест прошли 2485 из 3697 прокуроров (3% - нет). Аттестация на местном уровне началась и будет завершена к концу года, если позволят ограничительные меры COVID-19 в Украине.
В суде регистрируется растущее число апелляций на результаты аттестации, некоторые из которых приводят к отмене предыдущих решений.
В марте 2020 года новый Генеральный прокурор был заменен преемником, которая пообещала продолжить реформу. Однако отбор прокуроров на руководящие должности остается проблемой.
Украинские правоохранительные органы пересматривают законодательную базу по борьбе с организованной преступностью, но пока серьезных шагов в этом направлении сделано не было. Парламент принял поправки в законодательство, криминализирующие так называемых элитных «воров в законе». Национальный координирующий орган в этой области еще не определен, но Стратегия по Противодействию организованной преступности с одобрения Кабинета Министров предусматривает ее создание.
Действующее законодательство до сих пор не определяет четкого разграничения функций по организованной преступности между соответствующими правоохранительными органами.
Уровень взаимодействия правоохранительных органов остается неудовлетворительным», - подчеркивают европейцы.
Антикорсуд
В Отчете отмечается, что в июне 2020 года был принят закон, предоставляющий Антикорсуду постоянные помещения, но «необходимо решить некоторые нерешенные вопросы, прежде чем Суд сможет получить право собственности, позволяя адаптировать помещения к своим потребностям».
За первый год деятельности ВАКС было вынесено 16 приговоров по делам о коррупции на высшем уровне, в некоторых случаях приведшим к длительным срокам тюремного заключения. «Уважая высокие профессиональные стандарты, ВАКС набирает репутацию», - говорится в Отчете.
НАБУ
«Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) продолжило свою работу, основанную также на расширении своих возможностей, предоставленных в 2019 году (автономные возможности прослушивания телефонных разговоров, автоматический доступ к реестру электронных деклараций активов). Электронная система управления делами была разработана для НАБУ и САП, но еще не запущена.
НАБУ в сотрудничестве с САП с момента своего создания в 2015 году начало 986 досудебных расследований по делам о коррупции на высшем уровне. НАБУ подало в суды в общей сложности 265 дел, в результате чего был вынесен 41 обвинительный приговор, поскольку подавляющее большинство дел было заблокировано в обычных судах Украины. С введением в действие ВАКС ожидается более высокий уровень обвинительных приговоров», - сказано в отчете.
«Политическое давление на НАБУ и его директора продолжается. После конституционных жалоб, поданных рядом депутатов, Конституционный Суд Украины (КСУ) в августе объявил неконституционным указ президента 2015 года о назначении директора НАБУ, а в сентябре неконституционными некоторые положения закона о НАБУ, в том числе положения, уполномочивающие президента создавать НАБУ, назначать и увольнять с должности Директора НАБУ, а также делегировать представителей в комиссию по выбору Директора. Пока директор продолжает выполнять свои функции, решения КСУ оставляют НАБУ в ситуации правовой неопределенности».
САП
«Несмотря на напряженность, отношения между руководством НАБУ и САП, а также сотрудничество между двумя органами улучшились с лета 2019 года, что способствовало вынесению вердиктов ВАКС. В августе 2020 года глава САП, запятнанный обвинениями в неправомерном поведении и недостаточной независимости, ушел в отставку после продолжительного отпуска. Генеральная прокуратура инициировала процесс выбора будущего главы САП. В сентябре парламент заполнил свою квоту из семи членов в комиссию по избранию нового главы САП, несмотря на опасения гражданского общества относительно профессионализма и добросовестности некоторых из назначенных. Отборочная комиссия в составе одиннадцати человек - четверо назначены прокуратурой - начала свою работу», - отмечается в Отчете.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.