Венецианская комиссия считает рецептом от олигархизации судебную реформу, а запрет олигархам финансировать избирательные кампании – недемократическим

16:29, 18 июня 2023
Венецианской комиссии не понравился «персональный» подход к ограничениям, предлагаемым накладывать на олигархов, в частности, в отношении запрета финансирования партий и избирательных кампаний – она считает такой подход «карательным» и недемократическим.
Венецианская комиссия считает рецептом от олигархизации судебную реформу, а запрет олигархам финансировать избирательные кампании – недемократическим
Источник фото: ukrinform
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Facebook и Telegram.

Как известно, Венецианская комиссия своим недавним выводом «забраковала» закон об олигархах, принятый Верховной Радой 23 сентября 2021 года.

Так, Венецианская комиссия подчеркнула, что Украина взяла за основу «карательный» подход и закон не является демократическим. В частности, карательны персональные ограничения, которые законом предлагается налагать на олигархов в части запрета финансирования политических партий и избирательных кампаний. Это, по мнению иностранных экспертов, следует согласовать с принципом политического плюрализма, потому что закон «потенциально может быть использован в политических целях».

Венецианская же комиссия предлагает увеличить выделение государственных средств политическим партиям, в частности во время избирательных кампаний, и снизить предел для получения государственных средств и/или предоставления политическим партиям эфирного времени.

Также универсальным рецептом является судебная реформа.

В целом, по мнению экспертов «Венецианки», наше государство должно решать проблему комплексно, в частности, посредством судебной реформы, а не одним только законом об олигархах.

«Вместо системного подхода Украина решила преодолеть деструктивное влияние олигархизации с помощью другого «персонального подхода», приняв Закон об олигархах. Этот «персональный подход», как указано в Законе об олигархах, имеет целью идентифицировать лиц как «олигархов» по определенным критериям, таким как богатство, владение СМИ (и т. д.), и налагает на них ряд ограничений (например, запрещая для финансирования политических партий и избирательных кампаний).

Этот подход носит, несомненно, карательный характер», - указывает Венецианская комиссия в своем заключении, принятом на пленарной сессии в Венеции 9-10 июня.

«Сейчас Закон об олигархах нельзя рассматривать как демократический ответ на бедствие олигархизации. Закон трудно согласовать с принципами политического плюрализма и верховенства права, поскольку он может быть использован в политических целях.

Поскольку на данном этапе кажется, что до тех пор, пока суть нынешнего «персонального подхода» не изменится, даже значительные изменения в Закон об олигархах не исправят неизбежные противоречия со стандартами Совета Европы по правам человека, демократии и верховенству права. Таким образом, Венецианская комиссия делает вывод, что Закон не следует выполнять в том виде, в каком он сейчас, и что следует применять «системный» подход», - советует Украине Венецианская комиссия.

Судебная реформа как универсальный рецепт

Венецианская комиссия подчеркивает, что для того, чтобы система борьбы с неблагоприятным влиянием олигархов функционировала эффективно, реформа судебной системы, направленная на обеспечение ее независимости, добродетели и беспристрастности в соответствии с европейскими стандартами, должна неуклонно продолжаться.

«Хотя Венецианская комиссия решительно поддерживает цель борьбы с олигархическим влиянием, она подчеркивает, что так называемая деолигархизация очень сложный вопрос, и выбор средств ее достижения имеет решающее значение, если система хочет быть эффективной при соблюдении демократии, верховенства права и основных прав.

Однако необходимо подчеркнуть, что даже в исключительных и крайних случаях такие личные меры обязательно будут нуждаться в четких юридических критериях и надежных гарантиях независимого органа принятия решений и надлежащей процессуальной процедуре, с определением понятий таким образом, чтобы они могли быть доказаны и – как следствие – подлежать судебному контролю с установлением специальных процедур для расследования применимости критериев, для принятия решений, для всеобъемлющего процесса обжалования этих решений».

«Это большой парадокс законов о деолигархизации в том виде, в каком они сейчас предлагаются: если администрация и судебная власть достаточно сильны и независимы, чтобы поддерживать внедрение «персональных мер» описанного типа, тогда такие меры больше не нужны, поскольку выполнены предпосылки для развертывания гораздо более системной и эффективной стратегии.

Если, наоборот, администрация и судебная власть «увлечены» интересами, с которыми намерены бороться «личные меры», то такие меры либо неэффективны, либо, поскольку они должны быть приняты через исполнительные акты, не полностью подлежат эффективному судебному контролю, очень опасны для прав человека, демократии и верховенства права.

Такая система должна базироваться на текущих структурных реформах судебной системы в соответствии с европейскими стандартами для укрепления ее независимости, беспристрастности и добродетели.

Лишь независимая судебная система с судьями, отказывающимися быть коррумпированными «олигархами» (или каким-либо другим влиянием), может выступать арбитром в многочисленных спорах, которые являются результатом мер, предпринятых для сдерживания негативного влияния «олигархов» в разных сферах», - говорится в заключении.

Увеличение выделенных государственных средств на избирательные кампании

Также Венецианская комиссия подчеркивает, что правила финансирования политических партий и избирательных кампаний должны быть усилены с целью уменьшения роли больших денег в политике и облегчения участия кандидатов и партий, не подчиняющихся олигархическим интересам. Эти правила должны внедряться общим, неизбирательным способом, и это исполнение должно контролироваться независимой судебной системой.

«Только такой прозрачный независимый контроль может снять любые сомнения в политически заангажированной реализации. Это можно сделать путем усиления лимитов расходов на избирательную кампанию, введения запрета на пожертвования юридических лиц, увеличения выделения государственных средств политическим партиям, в частности, во время избирательных кампаний, снижения порогов для получения государственных средств и/или предоставления политическим партиям эфирного времени на основные телевизионные сети, чтобы выровнять условия игры.

Следует отслеживать кампании всех политических партий, чтобы выявить не задекларированные основные расходы (например, на собрания и митинги). Следует усилить роль существующих механизмов контроля, таких как Национальное агентство Украины по предотвращению коррупции, в надзоре за соблюдением правил финансирования партий, а также упростить общественный контроль за финансированием партий и избирательных кампаний», считает Комиссия.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Ростислав Шурма объяснил, отменят ли в Украине оборот наличных денег и что для этого нужно
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду