Верховная Рада 3 сентября приняла в первом чтении законопроект Кабмина 11417 об увеличении расходов на оборону на 500 млрд.
В редакции, внесенной Кабмином, законопроект предусматривает увеличение следующих расходов.
Дополнительно 185,8 млрд грн – на закупки и модернизацию военной техники и вооружения ВСУ,
147,2 млрд грн – на ВСУ,
48,2 млрд грн – Национальной гвардии,
41,9 млрд грн – Государственной пограничной службе,
40,7 млрд грн – Государственной специальной службе транспорта Минобороны,
15,2 млрд грн – Национальной полиции,
7,5 млрд грн – ГУР МО,
5,1 млрд грн – СБУ,
2,8 млрд грн – ГСЧС,
503 млн грн – СВР,
258,3 млн грн – Госспецсвязи,
138,7 млн грн – УГО.
Средства будут направляться на денежное довольствие военных и на закупку военной и специальной техники.
При этом, как ранее сообщала глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа, военные могут остаться без зарплат уже в конце сентября, если Верховная Рада не успеет прибавить на оборону 500 млрд грн и принять повышение налогов.
В то же время парламент доработает законопроект об увеличении расходов ко второму чтения. Вопрос в том, что если сначала Кабмин путем повышения налогов принятием законопроекта 11416 надеялся получить 125 млрд грн в 2024 году, то теперь эта сумма сократилась более чем в 4 раза – до 30 млрд грн (законопроект 11416-д).
«Вместо 125 млрд. грн. в 2024 году мы (возможно) получим 30 млрд. грн. от повышения налогов. В то же время потребности сектора безопасности и обороны, которые обеспечиваются только внутренними поступлениями, остаются на уровне почти 500 млрд грн», - отметила председатель Комитета Верховной Рады по бюджету Роксолана Пидласа, пояснив, какие источники покрытия расходов предлагает Минфин.
Так, она сравнила правительственный проект об увеличении расходов 11417 и предлагаемую «комитетскую версию» (которую 2 сентября рассмотрел Комитет по вопросам бюджета):
- Около 115,4 млрд грн – сокращение расходов по обслуживанию и погашению государственного долга (в правительственной версии было -125,6 млрд грн)
- Дополнительные около 216 млрд грн планируется привлечь от размещения ОВГЗ (планировалось +160 млрд грн в правительственной версии)
- Дополнительно около 100 млрд грн мы получаем от перевыполнения налогов и сборов (а планировалось раньше – 76 млрд грн)
- Около 12,7 млрд грн – поступления от акцизов на горючее и табак (было – 13,7 млрд грн)
- Около 30 млрд грн – это ожидаемые поступления от новых налоговых изменений (планировалось 125 млрд грн)
- Сокращение/отказ от новых расходов по общему и специальному фонду на 25,5 млрд грн
Основные позиции сокращения расходов:
- 11,2 млрд грн – с Минстратегпрома (из программы «развития ОПК». Это средства так называемого «военного НДФЛ». В то же время, у Министерства остаются средства на этой программе по общему фонду – предусмотрено 7,7 млрд грн в год + остаток накопленного с начала года «военного НДФЛ» по спецфонду – около 32 млрд грн),
- 8,6 млрд грн – неиспользованные средства Минсоцполитики (план заложен в бюджете превысил фактические расходы за 8 месяцев года),
- 4.5 млрд грн – отказались от пополнения Резервного фонда, которое было в правительственной версии (в августе Правительство уже сделало перераспределение почти на 30 млрд грн в пользу Резервного фонда из программы обслуживания долга и других),
- 1 млрд грн – другие сокращения из-за экономии средств в Минмолодежьспорта, Минцифры, Минкульте, Минобразования, НАПК (по финансированию политических партий), Минреинтегарции, Минвосстановления, ЦИК (по выборам местных депутатов) и другие,
- 662,2 млн грн из Государственной таможенной службы,
- 227,8 млн грн – сократили расходы на содержание органов власти (Секретариат КМУ, Госпродпотребслужба, Госстат, ВАКС, Высший суд интеллектуальной собственности, Госгеонадра, Госслужба морского и водного транспорта, Госэнергоэффективности, Госагенство туризма, Госавиаслужба, ГАСУ, Агентство управления , НАГС и другие).
«В то же время нам придется восстановить расходы на обслуживание государственного долга в сумме +14,9 млрд грн, потому что в августе (после регистрации законопроекта 11417) 24,5 млрд грн было направлено по обслуживанию долга на Резервный фонд Государственного бюджета, о чем я уже писала выше.
А также создать новую субвенцию для ОМС (+2 млрд грн) на питание учащихся начальных классов», - отметила Пидласа.
Она добавила, что еще одна важная норма «комитетской версии» законопроекта 11417 – предлагается изменить принцип распределения «военного НДФЛ» на три месяца 2024 года: сейчас только 25% «военного НДФЛ» уходит в общий фонд госбюджета, предлагается увеличить эту долю до 59% , а по специальному фонду оставить 41% и отменить направление «военного НДФЛ» на Минстратегпром. Это увеличит ресурс бюджета для ВСУ и других военных на 11,2 млрд. грн.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.