Как писала «Судебно-юридическая газета», в принятом 31 июля законопроекте 13533 о возвращении полномочий НАБУ и САП была отменена часть норм, внесенных в УПК и закон о прокуратуре законопроектом 12414, но не все.
В частности, в законе о прокуратуре остается дополнение статьи 51 основанием для увольнения прокурора (новый пункт 9-1 ч. 1 ст. 51 закона).
В соответствии с ним прокурор увольняется с должности в случае несогласия на назначение на вакантную или временно вакантную должность либо на перевод на такие должности в другой орган прокуратуры в случаях ликвидации, реорганизации, изменения структуры или штатной численности прокуроров органа прокуратуры, в котором прокурор занимает должность.
На увольнение прокуроров по этому основанию, предусмотренному пунктом 9-1, не распространяются положения законодательства о предложении другой работы и переводе на другую работу при увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда, о сроках предупреждения об увольнении, о преимущественном праве на оставление на работе, о преимущественном праве на заключение трудового договора при повторном приеме на работу, о сохранении места работы на период ежегодного отпуска и на период командировки.
Таким образом, в случае изменения штатной численности прокурор может быть уволен по упрощенной процедуре.
Следует напомнить, что в декабре 2024 года Конституционный Суд Украины признал неконституционной норму закона о прокуратуре, которая предусматривала, что прокурор увольняется с должности в случае ликвидации или реорганизации органа прокуратуры или в случае сокращения количества прокуроров органа прокуратуры. Речь идет о признании неконституционным пункта 9 ч. 1 статьи 51 Закона «О прокуратуре» Решением КСУ 11-р(ІІ)/2024.
Заявитель по этому делу работал в органах прокуратуры Запорожской области. Приказом прокурора области после неуспешного прохождения тестирования он был уволен с занимаемой должности и из органов прокуратуры в связи с сокращением штата сотрудников. Заявитель утверждал, что законодательное расширение перечня оснований для увольнения прокуроров с должностей привело к безосновательному препятствованию выполнению им прокурорских функций, сузило его существующие права и нарушило конституционно закрепленный принцип необратимости действия закона во времени.
Сейчас эта норма п. 9 утратила силу и была исключена упомянутым законопроектом 12414.
Однако вместо этого в законе появился пункт 9-1, который уточняет, что прокурор увольняется в случае ликвидации, реорганизации, изменения структуры или штатной численности, но сначала ему нужно выразить несогласие на назначение на вакантную или временно вакантную должность либо на перевод на такие должности в другой орган прокуратуры.
Таким образом, появляется механизм решения вопроса с прокурорами, которые оказались «вне штата».
Также останется новая редакция статьи 60 закона о прокуратуре в редакции законопроекта 12414.
Она предусматривает, что прокурор увольняется с должности лицом, уполномоченным этим законом принимать решение об увольнении прокурора, по представлению КДКП в случаях ликвидации, реорганизации, изменения структуры или штатной численности прокуроров органа прокуратуры, в котором прокурор занимает должность, если:
- прокурор не дал согласия на назначение на вакантную или временно вакантную должность либо перевод на такие должности в другой орган прокуратуры в течение 30 дней с даты уведомления его о наличии вакантных должностей;
- прокурор неуспешно прошел конкурс на перевод в орган прокуратуры более высокого уровня в случае подачи им соответствующего заявления в течение 30 дней.
Повторная неявка прокурора на заседание КДКП, независимо от причины, не препятствует рассмотрению вопроса в его отсутствие.
Напомним, до изменений эта статья 60 предусматривала, что прокурор увольняется с должности лицом, уполномоченным этим Законом принимать решение об увольнении прокурора, по представлению КДКП, в случае ликвидации или реорганизации органа прокуратуры или в случае сокращения количества прокуроров органа прокуратуры, если:
- прокурор не подал заявление о переводе в другой орган прокуратуры в течение 15 дней;
- в органах прокуратуры отсутствуют вакантные должности, на которые может быть осуществлен перевод;
- прокурор неуспешно прошел конкурс на перевод в орган прокуратуры более высокого уровня.
Также остаются внесенные законопроектом 12414 изменения в статью 41 закона о прокуратуре.
А именно, дополнение ч. 2 ст. 41 новым пунктом 3, что полномочия прокурора на административной должности прекращаются в случае ликвидации органа прокуратуры, реорганизации, изменения структуры или штатной численности прокуроров органа прокуратуры относительно этой должности.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.