Национальный банк Украины принял комплекс изменений в нормативную базу, регулирующую формирование банками обязательных резервов. Цель, в частности, состоит в том, чтобы создать стимулы для привлечения долгосрочного финансирования, необходимого для проектов восстановления экономики.
Изменения внесены постановлениями правления НБУ №125 и №126 от 10 октября 2025 года к положению №806 и постановлению №23, регулирующему деятельность банков в период военного положения.
Новые подходы к обязательному резервированию
НБУ обновил пункт 5 раздела I Положения о порядке формирования и хранения обязательных резервов (№806).
Теперь обязательному резервированию подлежат все привлеченные банком средства, кроме следующих категорий:
- межбанковских средств (остатков на корсчетах, эскроу, межбанковских депозитов);
- средств, привлеченных как субординированный долг;
- кредитов и депозитов от международных финансовых организаций (МФО);
- долгосрочных кредитов (более 1 года) от иностранных юридических лиц, в уставном капитале которых есть доля МФО (не менее 10%) или государственное участие;
- изъятых или заблокированных средств, связанных с санкциями или конфискацией активов РФ.
Иными словами, банки освобождаются от резервирования тех средств, которые не используются в финансовом обороте или, наоборот, являются долгосрочным стабильным источником финансирования.
Постановление вступает в силу с 10 ноября 2025 года, а часть, касающаяся долгосрочных кредитов, — с 10 декабря 2025 года.
Уточнение правил учета «замороженных» средств (изменения в постановление №23)
Одновременно НБУ изменил пункты 3-1 и 3-2 постановления №23 от 25 февраля 2022 года, регулирующего деятельность банков во время военного положения.
Отныне учреждения обязаны хранить:
- Средства, принудительно изъятые согласно закону о конфискации активов РФ и ее резидентов — на отдельном корреспондентском счете в НБУ, в полном объеме, сверх суммы обязательных резервов.
- Средства, заблокированные из-за санкций, — так же на корсчете в НБУ сверх обязательных резервов, до момента отмены санкций или перечисления таких сумм в бюджет.
Эти средства фактически изымаются из оборота банка, то есть не могут быть использованы в операционной деятельности, в кредитовании или для покрытия ликвидности.
Изъятие таких активов из оборота призвано усилить контроль и прозрачность движения «санкционных» средств, сделать невозможным манипуляции с ними и гарантировать их полное сохранение до решения государства о дальнейшей судьбе этих активов.
Стимул для привлечения международного финансирования
Благодаря освобождению от резервирования кредитов, привлеченных от международных финансовых организаций или компаний с государственным участием, банки получают финансовый стимул работать с международными партнерами.
Речь идет о средствах, которые могут поступать от таких институтов, как Всемирный банк (World Bank), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), другие структуры, имеющие государственное или межгосударственное участие.
Влияние на граждан и валютный рынок
На бытовом уровне — для клиентов банков — изменения не затрагивают порядок снятия или получения наличной валюты.
Вопросы выдачи валюты физическим лицам, ограничений на переводы или покупку регулирует отдельное постановление НБУ №18 (от 24 февраля 2022 г.), и его положения остаются в силе.
Макроэкономическое значение
Комплекс изменений носит системный характер – он не просто упрощает процедуры для банков, а обновляет логику взаимодействия между Нацбанком и коммерческим сектором.
В результате НБУ имеет целью уменьшить формальную нагрузку на банки; система резервирования становится более адекватной реальному состоянию активов; банковский сектор получает инструменты для возобновления кредитной активности после военного спада.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.