Верховный Суд исследовал вопрос о наличии или отсутствии у руководителя окружной прокуратуры прав обращения в суд в интересах государства от имени ГУ ГСЧС с иском относительно приведения в состояние готовности защитного сооружения с целью его использования по назначению.
Верховный Суд, оставляя иск без рассмотрения по делу №160/16394/22, указал, что с учетом задач и функций прокуратуры в правовом государстве и необходимости соблюдения справедливого баланса в вопросе равноправия сторон судебного производства, основания и порядок обращения прокурора в административный суд в порядке его представительства интересов государства в судах не могут толковаться расширительно и отдельно от реализации права на обращение в суд самого субъекта властных полномочий, поскольку защищать интересы государства должны прежде всего соответствующие субъекты властных полномочий надлежащим образом, а не прокурор. Об этом сообщает Пятый апелляционный админсуд.
Чтобы интересы государства не остались незащищенными, прокурор выполняет субсидиарную роль, заменяя в судебном производстве соответствующего субъекта властных полномочий, который вопреки требованиям закона не осуществляет защиту или делает это ненадлежащим образом, либо такой орган вообще отсутствует.
Представительство интересов государства прокурором в суде не должно иметь целью подмену субъекта исполнения властных управленческих функций, а побуждать к исполнению в случае ненадлежащего исполнения таких функций субъектом властных полномочий, которого прокурор будет представлять в суде. То есть прокурор не может считаться альтернативным субъектом обращения в суд и заменять надлежащего субъекта властных полномочий, который может и желает защищать интересы государства.
Так, обращение в суд с этим иском было обосновано бездействием ГУ ГСЧС, которое заключалось в непринятии уполномоченным органом надлежащих мер по обязанию балансодержателя привести защитное сооружение в состояние готовности к использованию. В исковом заявлении прокурор указал, что ГУ ГСЧС в Днепропетровской области, как специально уполномоченный государством орган, который должен был бы быть истцом в этом деле, зная о длительном игнорировании балансодержателем требований относительно приведения противорадиационного укрытия в соответствие с требованиями приказа МВД Украины №579, соответствующих мер не принимает, то есть не исполняет свои функции и, соответственно, не осуществляет защиту интересов государства, а потому с указанным иском обращается именно прокурор в интересах ГУ ГСЧС как истца в этом деле, чтобы интересы государства, которые заключаются в обеспечении надлежащей гражданской защиты населения в условиях военного положения, не остались незащищенными. Таким образом, первоочередное значение приобретает вопрос, наделено ли ГУ ГСЧС в Днепропетровской области надлежащим объемом компетенции, позволяющим ему приобрести статус истца в этом деле.
Верховный Суд отметил ошибочность таких доводов, поскольку ГСЧС, как субъект властных полномочий, при применении своей компетенции имело право на обращение в суд исключительно на основаниях, определенных законом (пункт 5 части пятой статьи 46 КАС Украины).
Таким образом, проанализировав действующее законодательство относительно объема полномочий ГСЧС, Верховный Суд пришел к выводу, что законодатель в соответствующих профильных нормативно-правовых актах не наделил ГСЧС правом на обращение в суд с иском относительно приведения в состояние готовности защитных сооружений и, соответственно, правом на обжалование бездействия балансодержателей относительно допущенного ненадлежащего состояния таких защитных сооружений, а при таких основаниях Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям и её территориальные органы не наделены полномочиями на обращение в административный суд с исковыми требованиями об обязании относительно приведения в надлежащее техническое состояние и готовность к укрытию населения защитных сооружений гражданской защиты в качестве истца.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.