Центральное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками объясняет нюансы сотрудничества с ФЛП, зарегистрированным на временно оккупированной территории.
Отмечается, что общие положения о налогообложении доходов, полученных ФЛП от производства хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, регулируется ст. 177 НКУ, согласно п. 177.8 которой во время начисления (выплаты) ФЛП дохода от осуществления им предпринимательской деятельности предприятие и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, не удерживают налог на доходы у источника выплаты, если ФЛПом, получающим такой доход, предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом как субъектом предпринимательской деятельности.
Налогообложение доходов, полученных ФЛПом, избравшим другую систему налогообложения доходов от производства хозяйственной деятельности, согласно п. 177.9 НКУ производится по установленному Кодексу правилам.
Так, согласно п. 291.2 НКУ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности является особым механизмом взимания налогов и сборов, что устанавливает замену уплаты, в частности, НДФЛ в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой – четвертой группы (физического лица) уплату единого налога с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.
Для налогоплательщиков, имеющих налоговый адрес/имевшие местонахождение (место жительства) на временно оккупированной территории, установлены определенные особенности в администрировании налогов и сборов.
В частности, п. 26 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ (новая редакция норм которого вступила в силу 21.11.2021) установлено, что временно, на период действия Закона Украины от 15.04.2014 №1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правового режима на 1 в силу Закона Украины от 12.08.2014 №1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (утратил силу 21.11.2021) имеют налоговый адрес и/или объекты налогообложения на ВОТ, Кодекс.
Пунктом 38 подраздела 10 ХХ «Переходные положения» НКУ установлено, что временно, на период проведения антитеррористической операции и/или осуществления мер по обеспечению проведения операции Объединенных сил (ООС), для налогоплательщиков, которые по состоянию на 14 апреля 2014 года имели местонахождение (место жительства) на ВОТ, что признано таковым в соответствии с Постановлением ВРУ от 17.03.2015 №254-VII «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированной территориями», или населенных пунктах на линии столкновения и/или налогоплательщиков с учетом налогов стей, определенных в этом пункте.
Действие этого пункта не распространяется на территорию Украины, признанную временно оккупированной в соответствии с Законом №1207.
В соответствии с пп. 38.9 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ, в соответствии с которыми во время начисления (выплаты) ФЛПам, местонахождением или местожительством которых является ТОТ (независимо от системы налогообложения), дохода от осуществления ими предпринимательской деятельности, субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, начисляемые в выплату. При этом таких лиц не распространяется действие п. 177.8 и п. 2 пп. 2 п. 297.1 НКУ, а доходы от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемые налогом в соответствии с пп. 38.9 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ, не включаются в общий налогооблагаемый доход ФЛП и/или доход ФЛП – плательщика единого налога.
В соответствии с положениями ст. 18 НКУ лицо, на которое Кодексом возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику, и перечисления налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика, определяется налоговым агентом, который приравнивается к налогоплательщику и имеет права и исполняет обязанности, установленные Кодексом.
Согласно пп. 14.1.180 НКУ налоговый агент по НДФЛ – юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента – юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о распределении продукции, независимо от организационно – правового статуса и способа налогообложения иным налогом и/или денежных средств начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разделом VI НКУ, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разделом IV НКУ.
С учетом положений п. 16-1 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ, доходы, выплачиваемые субъектами хозяйствования и/или самозанятыми лицами в пользу указанной категории ФЛП от осуществления предпринимательской деятельности, должны быть объектом налогообложения военного сбора (далее – ВС).
То есть субъекты хозяйствования – юридические лица, самозанятые лица, которые выплачивали/выплачивают ФЛПам, налоговым адресом которых является ВОТ, доходы от осуществления ими предпринимательской деятельности, в понимании НКУ являются налоговыми агентами, в частности по НДФЛ и ВС, и обязаны в том числе удерживать и уплачивать налог и за счет ответственность за нарушение норм НКУ в предусмотренном им порядке.
Согласно п. 125-1.1 НКУ неначисление и/или неудержание, и/или неуплата (неперечисление), и/или начисление, уплата (перечисление) не в полном объеме налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты в пользу другого налогоплательщика, – влекут наложение штрафа в размере 10 процентов суммы налога, под подлогом.
При этом следует отметить, что согласно абзацу второго ч. 2 ст. 13 Закона №1207 сделка, стороной которой является субъект хозяйствования, местонахождением (местом проживания) которого является ВОТ, ничтожна, и на такие сделки не распространяется действие положения абзаца второго ч. 2 ст. 215 ГКУ, согласно которому ничтожная сделка может быть определена судом в установленных ХКУ случаях.
В то же время недействительным согласно абзацу первого ч. 2 ст. 215 ХКУ есть сделка, если ее недействительность установлена законом (ничтожная сделка). В этом случае определение такой сделки недействительным судом не требуется.
Недействительная сделка согласно ч. 1 ст. 216 ХКУ не создает юридических последствий, кроме тех, что связаны с его недействительностью.
Согласно ч. 1 ст. 208 ХКУ, если хозяйственное обязательство признано недействительным как совершенное в целях, заведомо противоречащих интересам государства и общества, то при наличии намерения у обеих сторон – в случае выполнения обязательства обеими сторонами – в доход государства по решению суда взимается все полученное ими по обязательствам, а в случае исполнения обязательства одной стороной с другой стороны взимается в доход государства все полученное им, а также все причитающееся с него первой стороне на возмещение полученного.
В случае избытка только одной из сторон все полученное ею должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или принадлежащее ей на возмещение исполненного взимается по решению суда в доход государства.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.