В предпринимательской деятельности, связанной с хранением топлива, возникает актуальный вопрос — возникает ли обязанность уплачивать экологический налог. Этот вопрос имеет важное значение для субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции с топливом, но не всегда являются источником загрязнения окружающей среды.
Налоговая служба в Черновицкой области разъясняет, что Налоговым кодексом предусмотрено отнесение к плательщикам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения тех субъектов хозяйствования, в процессе деятельности которых осуществляются такие выбросы на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, выданного разрешительным органом или центром предоставления административных услуг.
Поскольку эксплуатация ёмкостей с топливом предусматривает, в частности, испарение загрязняющих веществ через дыхательные клапаны резервуаров, субъект хозяйствования должен получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Разрешение на выбросы — это документ разрешительного характера в сфере охраны атмосферного воздуха, который предоставляет право субъектам хозяйствования эксплуатировать объекты, из которых в атмосферу поступают загрязняющие вещества или их смеси (Порядок проведения работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учёта субъектов хозяйствования, получивших такие разрешения, утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 №302, далее — Порядок).
Субъект хозяйствования получает разрешение на выбросы до начала эксплуатации объекта, в том числе до проведения пусконаладочных работ.
Согласно Закону Украины от 16 октября 1992 года №2707-XII «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон №2707) источники выбросов подразделяются на неорганизованные и организованные стационарные источники выбросов.
Неорганизованный стационарный источник выбросов — источник выбросов, из которого загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков и который не оснащён специальными сооружениями для отвода пылегазовоздушной смеси.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и деятельность которых связана с воздействием физических и биологических факторов на его состояние, обязаны, в частности:
осуществлять контроль за объёмом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух организованными и неорганизованными стационарными источниками выбросов, а также за уровнями физического воздействия и вести их постоянный учёт;
своевременно и в полном объёме уплачивать экологический налог.
Таким образом, субъект хозяйствования самостоятельно определяет объёмы выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения на основании материалов проведённой инвентаризации выбросов, содержащих информацию о наименованиях веществ (соединений), образующихся стационарным источником загрязнения, а также объёмах выбросов, классе опасности некоторых из них и ориентировочно безопасном уровне воздействия веществ (соединений).
При этом правильность определения субъектами хозяйствования фактических объёмов выбросов стационарными источниками загрязнения относится к компетенции Государственной экологической инспекции Украины.
Суммы экологического налога рассчитываются плательщиками самостоятельно ежеквартально, исходя из фактических объёмов выбросов, ставок экологического налога по формуле, приведённой в п. 249.3 ст. 249 НКУ.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.